Лекция самостоятельная работа обучающихся по правовым дисциплинам

Самостоятельная учебная деятельность обучающегося в современных условиях становится, главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содействующей, способствующей эффективному обучению.

Цель самостоятельной работы обучающихся - организовать систематическое изучение дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Самостоятельная работа обучающегося - это занятия (письменная работа, и задание), которые проводятся без участия преподавателя или во внеаудиторное время.

Характер самостоятельной работы обучающихся может быть:

- репродуктивным (самостоятельное прочтение, конспектирование учебной литературы и др.),

- познавательно- поисковым (подготовка презентаций и выступле­ние, написание контрольной, курсовой работы) и

- творческим (подготовка эссе, выполнение специальных творчес­ких заданий, подготовка дипломной работы и др.).

В табл. 4 более подробно представлены занятия и задания, относящиеся и не относящиеся к самостоятельной работе.

Характерные черты самостоятельной работы обучающихся
самостоятельная работа не самостоятельная работа
Лекция, проводящаяся в аудито­рии лично преподавателем Самостоятельное ознакомление с лекци­онным материалом, представленного на видео-, аудио-, CD-носителях (элект­ронные лекции)
Семинар -
Индивидуальное собеседование (консультация) во время, пре­дусмотренное учебным графиком Собеседование (консультация), если его проводят обучающиеся между собой или с другим преподавателем в рамках деловой игры, проекта во внеаудиторное время
Практическое занятие, если оно проводится преподавателем в аудиторное время Практическое занятие (например, подготовка самостоятельной аналитической работы), если обучающийся работает один, выполняя конкретное задание во внеаудиторное время
Контрольная работа, если она проводится преподавателем в аудиторное время Самостоятельное выполнение полученных расчетных задач, проектов во внеаудиторное время
Тестирование, если оно прово­дится преподавателем в аудиторное время Тестирование, если оно проводится в компьютерном классе в индивидуальном режиме во внеаудиторное время
Кейз-стади, если ознакомление с ситуацией и подготовка ответов на вопросы проводятся в аудиторное время в присутствии преподавателя Кейз-стади, если ознакомление с ситуацией и подготовка ответов на вопросы проводятся во внеаудиторное время с последующим обсуждением кейза в аудитории
  Изучение рекомендуемых информа­ционных источников с последующим:- реферированием, конспектированием - ответом на поставленные вопросы - выполнением письменных заданий (эссе, реферата, курсовой работы) - подготовкой устных докладов, презентаций
  Поиск информации по теме с последую­щим ее: - устным представлением в аудитории - письменным изложением - использованием для выполнения конкретного задания, расчета

Для организации самостоятельной работы обучающихся ка­федра, деканат и преподаватель должна перестроить учебный процесс; выполнив последовательно следующие работы.

Кафедра распределяет материал рабочей программы дисциплины по блокам; разрабатывает задания для внутри блочных самостоя­тельных работ, контрольных мероприятий и информи­рует обучающихся о содержании, тематике по всем видам работ и заданий, проводимых в данном семестре, а также об установленных сроках отчета; обеспечивает обучающихся необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами, подлежащих самостоя­тельному изучению; обеспечивает проведение консультаций.

Деканат факультета разрабатывает график выполнения обу­чающимися самостоятельной работы, доводит до сведения обучаю­щихся систему оценок, обеспечивает ка­федры необходимой документацией (итоговые и зачетные ведомости).

Преподаватель должен разработать специальные карты организации учебных занятий, которые должны включать все виды ауди­торных занятий, самостоятельной работы обучающихся с определе­нием объемов заданий, трудоемкости их выполнения и формами конт­роля. Такие карты разрабатываются по каждой теме учебного курса и должны содержать основные вопросы лекций, практических и лабораторных занятий, необходимый перечень подлежащих изучению литературных источников, документов, набор наглядных пособий (схем, графиков, слайдов и др.).

Студент должен быть обеспечен пакетом методических реко­мендаций по организации, проведению и выполнению самостоятельной работы. В методических рекомендациях формулируются цель и задачи курса; перечисляются требования к перечню знаний, умений и навыков; раскрывается тематическое содержание курса; указывается список литературы; вопросы для самопроверки, тесты; темы реферативных работ; задания для контрольных работ; словарь терминов,

Цельсамостоятельной аналитической работы - научить студентов и слушателей осмысливать полученные теоретические знания и уметь применять их на практике -анализируя статистические данные и периодические издания по изученному вопросу и излагая сделанные выводы.

Возможны два подхода к организации и написанию самостоя­тельной аналитической работе и ее оценке.

1. Письменный анализ, а затем устное обсуждение фактических (статистических) данных (например, «Социально-экономическое положение и уровень жизни РФ», «Образование в РФ», «Труд и занятость в РФ» и т.д.) а также публикаций в периодических изданиях по вопросам демографии, безработицы, занятости, социальных проблем и т.д. Статистичес­кие и фактические данные предварительно раздаются преподава­телем каждому обучающемуся, а также даются ссылки на те изда­ния, которые целесообразно использовать при анализе, и являются материалом для практического осмысления обучающимися теоре­тического материала, полученного на лекции и обсужденного на семинаре. Схематично этот метод можно представить следующим образом: лекция (теоретический материал), семинар (обсуждение полученного теоретического материала), индивидуальное творчес­кое осмысление фактического (статистического) материала, пред­ложенного преподавателем, групповая обобщающая дискуссия, оценка преподавателем работы обучающихся.

2. Развернутый письменный анализ поставленной проблемы с после­дующей проверкой работы преподавателем и ее оценкой. В этом случае схема будет выглядеть следующим образом: лекция (теоре­тический материал), семинар (обсуждение полученного теоретичес­кого материала), индивидуальное творческое осмысление факти­ческого (статистического) материала, предложенного преподава­телем, оценка преподавателем письменной работы обучающегося.

Тестирование как вид самостоятельной работы

Тестирование применяется в практике учебной деятельности для контроля и оценки знаний обучающихся. Педагогический тест - система заданий специфической формы, позволяющая объективно и функционально, независимо от преподавателя, измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.

Тесты классифицируются:

1) по уровню контроля: вступительные;текущие;тематические;тесты промежуточной и итоговой аттестации;

2) по содержанию: гомогенные (основанные на содержании одной дисциплины);гетерогенные (основанные на содержании нескольких дисциплин), в свою очередь подразделяющиеся на полидисциплинарные тесты (набор гомогенных тестов по отдельнымдисциплинам) и междисциплинарные тесты (каждое задание такого теста включает элементы содержания нескольких дисциплин);

3). по методологии интерпретации результатов:

· нормативно ориентированные (позволяют сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом);

· критериально ориентированные (позволяют измерить уровень индивидуальных учебных достижений относительно полного объема знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены обучаемыми по конкретной дисциплине);

4).по форме предъявления:

• бланковые;

• компьютерные ординарные;

• компьютерные адаптивные.

При разработке плана теста делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактический единице), исходя из его важности и количества часов, отведенных на изучение раздела.

В спецификации теста фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Кроме того, целесообразно указать рекомендуемый автором вес каждого задания, рекомендуемое время выполнения теста, рекомендуемая стратегия расположения заданий в тесте (как правило, по степени нарастания сложности).

Критерий оценки «зачтено» может быть установлен от 56% для оценки текущей успеваемости по непрофилирующим дисциплинам до 85% для аттестационных тестов по специальным дисциплинам (требования Министерства образования и науки Российской Федерации). После составления теста целесообразно методической комиссии кафедры (экспертам) оценить соответствие заданий области содержания и целям тестирования, а также провести внутреннее пробное тестирование преподавателей кафедры. Осуществляется предварительная корректировка теста, а также определяется, в сравнении с временем тестирования преподавателей, время тестирования обучающихся. По замечаниям экспертов задания корректируются и проводится пробное (пилотное) тестирование в аудитории. Нельзя сообщать обучающимся, что они участвуют в пилотном тестировании, так как в этом случае можно получить некачественные ответы.

Требования к составлению тестовых заданий:

1. В тесте должна быть устранена двусмысленность и неясность формулировок.

2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов.

3. Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию.

4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы.

5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других.

6. Из вариантов ответа обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий.

7. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов.

8. Частота выбора одного и того же номера места правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова.

Принципы отбора содержания тестовых заданий:

1. Принцип конгруэнтности- заключается в соответствии содержания педагогического теста содержанию учебной дисциплины. Задания? теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области исследования.

2. Принцип значимости- отражает необходимость включения в тесты только наиболее важных, базовых знаний, отражающих сущность содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений.

3. Принцип научной достоверности- все спорные точки зрения следует исключить из тестовых заданий.

4. Принцип соответствия содержания теста уровню современного состояния научного знания. Предполагает постоянное совершен­ствование теста, добавляя новые тестовые задания и исключая устаревшие задания.

5. Принцип возрастающей трудности тестовых заданий- тестовые задания располагаются по степени воз­растания сложности поставленных вопросов. Каждый учебный элемент имеет некоторую усредненную меру трудности, на кото­рую и следует ориентироваться.

Контрольная работа как вид самостоятельной работы.

Использование контрольных работ в учебном процессе имеет своей целью обеспечение углубленного познания обучающимися изучаемых проблем, а также осуществление текущего контроля хода освоения ими программного материала в межсессионный период.

Кафедра определяет разделы курса, по материалам которых формулируются темы контрольных работ и доводит их до сведения обучающихся. Учитывая, что тема контрольной работы имеет конкретный характер, охватывает только какую-то часть общей проблемы, ее объем рекомендуется ограничить. Несмотря на небольшой объем, содержанию работы должно предшествовать оглавление, раскрывающее логику изложения материала. В кратком введении рекомендуется обозначить место и значение рассматриваемого вопроса в том или ином разделе курса, сформулировать цель данной работы. Основное внимание в работе должно быть сосредоточено на раскрытии содержания рассматриваемой темы, ее практического значения, При этом существенное значение имеет грамотное исполь­зование правовых категорий, понятий, имеющих прямое отноше­ние к рассматриваемой проблеме. При рассмотрении дискуссионных вопросов, в работе должна быть кратко, но четко сформулирована позиция автора, подкрепленная необходимыми аргументами. Оформление контрольной работы должно способствовать формированию навыков правильного использования научного аппарата. В связи с этим в работе должны быть указаны источники использованного научного и фактического материала; перечень использованной литературы. Предварительная защита контрольной работы является обязательным требованием при сдаче зачета по данному разделу курса.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность самостоятельной работы учащихся в учебном процессе?

2. Что представляет собой система заданий для самостоятельной работы?

3. Назовите виды самостоятельной работы.

4. Каковы цели и задачи самостоятельной работы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: