Самостоятельная учебная деятельность обучающегося в современных условиях становится, главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содействующей, способствующей эффективному обучению.
Цель самостоятельной работы обучающихся - организовать систематическое изучение дисциплин в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
Самостоятельная работа обучающегося - это занятия (письменная работа, и задание), которые проводятся без участия преподавателя или во внеаудиторное время.
Характер самостоятельной работы обучающихся может быть:
- репродуктивным (самостоятельное прочтение, конспектирование учебной литературы и др.),
- познавательно- поисковым (подготовка презентаций и выступление, написание контрольной, курсовой работы) и
- творческим (подготовка эссе, выполнение специальных творческих заданий, подготовка дипломной работы и др.).
|
|
В табл. 4 более подробно представлены занятия и задания, относящиеся и не относящиеся к самостоятельной работе.
Характерные черты самостоятельной работы обучающихся | |
самостоятельная работа | не самостоятельная работа |
Лекция, проводящаяся в аудитории лично преподавателем | Самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленного на видео-, аудио-, CD-носителях (электронные лекции) |
Семинар | - |
Индивидуальное собеседование (консультация) во время, предусмотренное учебным графиком | Собеседование (консультация), если его проводят обучающиеся между собой или с другим преподавателем в рамках деловой игры, проекта во внеаудиторное время |
Практическое занятие, если оно проводится преподавателем в аудиторное время | Практическое занятие (например, подготовка самостоятельной аналитической работы), если обучающийся работает один, выполняя конкретное задание во внеаудиторное время |
Контрольная работа, если она проводится преподавателем в аудиторное время | Самостоятельное выполнение полученных расчетных задач, проектов во внеаудиторное время |
Тестирование, если оно проводится преподавателем в аудиторное время | Тестирование, если оно проводится в компьютерном классе в индивидуальном режиме во внеаудиторное время |
Кейз-стади, если ознакомление с ситуацией и подготовка ответов на вопросы проводятся в аудиторное время в присутствии преподавателя | Кейз-стади, если ознакомление с ситуацией и подготовка ответов на вопросы проводятся во внеаудиторное время с последующим обсуждением кейза в аудитории |
Изучение рекомендуемых информационных источников с последующим:- реферированием, конспектированием - ответом на поставленные вопросы - выполнением письменных заданий (эссе, реферата, курсовой работы) - подготовкой устных докладов, презентаций | |
Поиск информации по теме с последующим ее: - устным представлением в аудитории - письменным изложением - использованием для выполнения конкретного задания, расчета |
Для организации самостоятельной работы обучающихся кафедра, деканат и преподаватель должна перестроить учебный процесс; выполнив последовательно следующие работы.
|
|
Кафедра распределяет материал рабочей программы дисциплины по блокам; разрабатывает задания для внутри блочных самостоятельных работ, контрольных мероприятий и информирует обучающихся о содержании, тематике по всем видам работ и заданий, проводимых в данном семестре, а также об установленных сроках отчета; обеспечивает обучающихся необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами, подлежащих самостоятельному изучению; обеспечивает проведение консультаций.
Деканат факультета разрабатывает график выполнения обучающимися самостоятельной работы, доводит до сведения обучающихся систему оценок, обеспечивает кафедры необходимой документацией (итоговые и зачетные ведомости).
Преподаватель должен разработать специальные карты организации учебных занятий, которые должны включать все виды аудиторных занятий, самостоятельной работы обучающихся с определением объемов заданий, трудоемкости их выполнения и формами контроля. Такие карты разрабатываются по каждой теме учебного курса и должны содержать основные вопросы лекций, практических и лабораторных занятий, необходимый перечень подлежащих изучению литературных источников, документов, набор наглядных пособий (схем, графиков, слайдов и др.).
Студент должен быть обеспечен пакетом методических рекомендаций по организации, проведению и выполнению самостоятельной работы. В методических рекомендациях формулируются цель и задачи курса; перечисляются требования к перечню знаний, умений и навыков; раскрывается тематическое содержание курса; указывается список литературы; вопросы для самопроверки, тесты; темы реферативных работ; задания для контрольных работ; словарь терминов,
Цельсамостоятельной аналитической работы - научить студентов и слушателей осмысливать полученные теоретические знания и уметь применять их на практике -анализируя статистические данные и периодические издания по изученному вопросу и излагая сделанные выводы.
Возможны два подхода к организации и написанию самостоятельной аналитической работе и ее оценке.
1. Письменный анализ, а затем устное обсуждение фактических (статистических) данных (например, «Социально-экономическое положение и уровень жизни РФ», «Образование в РФ», «Труд и занятость в РФ» и т.д.) а также публикаций в периодических изданиях по вопросам демографии, безработицы, занятости, социальных проблем и т.д. Статистические и фактические данные предварительно раздаются преподавателем каждому обучающемуся, а также даются ссылки на те издания, которые целесообразно использовать при анализе, и являются материалом для практического осмысления обучающимися теоретического материала, полученного на лекции и обсужденного на семинаре. Схематично этот метод можно представить следующим образом: лекция (теоретический материал), семинар (обсуждение полученного теоретического материала), индивидуальное творческое осмысление фактического (статистического) материала, предложенного преподавателем, групповая обобщающая дискуссия, оценка преподавателем работы обучающихся.
|
|
2. Развернутый письменный анализ поставленной проблемы с последующей проверкой работы преподавателем и ее оценкой. В этом случае схема будет выглядеть следующим образом: лекция (теоретический материал), семинар (обсуждение полученного теоретического материала), индивидуальное творческое осмысление фактического (статистического) материала, предложенного преподавателем, оценка преподавателем письменной работы обучающегося.
Тестирование как вид самостоятельной работы
Тестирование применяется в практике учебной деятельности для контроля и оценки знаний обучающихся. Педагогический тест - система заданий специфической формы, позволяющая объективно и функционально, независимо от преподавателя, измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.
Тесты классифицируются:
1) по уровню контроля: вступительные;текущие;тематические;тесты промежуточной и итоговой аттестации;
2) по содержанию: гомогенные (основанные на содержании одной дисциплины);гетерогенные (основанные на содержании нескольких дисциплин), в свою очередь подразделяющиеся на полидисциплинарные тесты (набор гомогенных тестов по отдельнымдисциплинам) и междисциплинарные тесты (каждое задание такого теста включает элементы содержания нескольких дисциплин);
3). по методологии интерпретации результатов:
· нормативно ориентированные (позволяют сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом);
· критериально ориентированные (позволяют измерить уровень индивидуальных учебных достижений относительно полного объема знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены обучаемыми по конкретной дисциплине);
4).по форме предъявления:
• бланковые;
• компьютерные ординарные;
• компьютерные адаптивные.
При разработке плана теста делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактический единице), исходя из его важности и количества часов, отведенных на изучение раздела.
|
|
В спецификации теста фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Кроме того, целесообразно указать рекомендуемый автором вес каждого задания, рекомендуемое время выполнения теста, рекомендуемая стратегия расположения заданий в тесте (как правило, по степени нарастания сложности).
Критерий оценки «зачтено» может быть установлен от 56% для оценки текущей успеваемости по непрофилирующим дисциплинам до 85% для аттестационных тестов по специальным дисциплинам (требования Министерства образования и науки Российской Федерации). После составления теста целесообразно методической комиссии кафедры (экспертам) оценить соответствие заданий области содержания и целям тестирования, а также провести внутреннее пробное тестирование преподавателей кафедры. Осуществляется предварительная корректировка теста, а также определяется, в сравнении с временем тестирования преподавателей, время тестирования обучающихся. По замечаниям экспертов задания корректируются и проводится пробное (пилотное) тестирование в аудитории. Нельзя сообщать обучающимся, что они участвуют в пилотном тестировании, так как в этом случае можно получить некачественные ответы.
Требования к составлению тестовых заданий:
1. В тесте должна быть устранена двусмысленность и неясность формулировок.
2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов.
3. Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию.
4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы.
5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других.
6. Из вариантов ответа обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий.
7. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов.
8. Частота выбора одного и того же номера места правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова.
Принципы отбора содержания тестовых заданий:
1. Принцип конгруэнтности- заключается в соответствии содержания педагогического теста содержанию учебной дисциплины. Задания? теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области исследования.
2. Принцип значимости- отражает необходимость включения в тесты только наиболее важных, базовых знаний, отражающих сущность содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений.
3. Принцип научной достоверности- все спорные точки зрения следует исключить из тестовых заданий.
4. Принцип соответствия содержания теста уровню современного состояния научного знания. Предполагает постоянное совершенствование теста, добавляя новые тестовые задания и исключая устаревшие задания.
5. Принцип возрастающей трудности тестовых заданий- тестовые задания располагаются по степени возрастания сложности поставленных вопросов. Каждый учебный элемент имеет некоторую усредненную меру трудности, на которую и следует ориентироваться.
Контрольная работа как вид самостоятельной работы.
Использование контрольных работ в учебном процессе имеет своей целью обеспечение углубленного познания обучающимися изучаемых проблем, а также осуществление текущего контроля хода освоения ими программного материала в межсессионный период.
Кафедра определяет разделы курса, по материалам которых формулируются темы контрольных работ и доводит их до сведения обучающихся. Учитывая, что тема контрольной работы имеет конкретный характер, охватывает только какую-то часть общей проблемы, ее объем рекомендуется ограничить. Несмотря на небольшой объем, содержанию работы должно предшествовать оглавление, раскрывающее логику изложения материала. В кратком введении рекомендуется обозначить место и значение рассматриваемого вопроса в том или ином разделе курса, сформулировать цель данной работы. Основное внимание в работе должно быть сосредоточено на раскрытии содержания рассматриваемой темы, ее практического значения, При этом существенное значение имеет грамотное использование правовых категорий, понятий, имеющих прямое отношение к рассматриваемой проблеме. При рассмотрении дискуссионных вопросов, в работе должна быть кратко, но четко сформулирована позиция автора, подкрепленная необходимыми аргументами. Оформление контрольной работы должно способствовать формированию навыков правильного использования научного аппарата. В связи с этим в работе должны быть указаны источники использованного научного и фактического материала; перечень использованной литературы. Предварительная защита контрольной работы является обязательным требованием при сдаче зачета по данному разделу курса.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность самостоятельной работы учащихся в учебном процессе?
2. Что представляет собой система заданий для самостоятельной работы?
3. Назовите виды самостоятельной работы.
4. Каковы цели и задачи самостоятельной работы?