Комплексная форма воспитания индивидуальности старшеклассников «Полет-экспедиция «Открой в себе небывалое»»

Цель жизни – поиск совершенства,

а задача каждого из нас – максимально

приблизить его проявление в самом себе,

в собственном состоянии и образе действия.

Р. Бах

В основу комплексной формы по развитию индивидуальности старшеклассников легла повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Как показывает практика, сюжет этой повести является привлекательным для старшеклассников, так как главный герой Джонатан Ливингстон сталкивается в жизни с проблемами, которые близки и понятны старшим школьникам. Выраженные в символичной форме, они пробуждают в них романтизм и веру в себя. Главным новообразованием самосознания в ранней юности является открытие своего внутреннего мира. Потребность познать себя на этом возрастном отрезке обеспечивается наличием у старшеклассников способности к самоосмыслению, самоанализу и самоконтролю. Отдельные, разрозненные представления о себе превращаются в целостный образ, идет формирование Я-концепции.

Идея повести настолько сильна, что может стать взлетной полосой для духовного полета старшеклассников. Так родился замысел полета-экспедиции, который после долгих размышлений получил название «Открой в себе небывалое». Каждое слово в нем несет особую смысловую нагрузку. Слово «полет» означает устремленность ввысь, к идеалу, к совершенству, «экспедиция» указывает на трудность пути, связанного с поиском смысла жизни, своего призвания. Слова М. Пришвина «Открой в себе небывалое» кратко и энергично призывают к открытию самого себя и вере в свои возможности.

Замысел формы позволяет в полной мере решить следующие задачи:

1) развивать способность к самоанализу, самостроительству и творческому самовыражению;

2) способствовать формированию ценностного отношения к другому человеку;

3) актуализировать и поддерживать стремление к созидательной социально ценной деятельности;

4) воспитывать веру в свои возможности.

В полете-экспедиции «Открой в себе небывалое» происходит расширение знаний старшеклассника о себе, оформление собственной системы ценностей, поиск возможных путей самоопределения во внешней (социальной) сфере и более осознанное самостроительство, изменение поведения благодаря организации процессов самоанализа.

Основное содержание комплексной формы связано с созданием условий для индивидуальной и коллективной деятельности, в ходе которой старшеклассники, став членами клуба духовно-нравственного полета «Чайка», обсуждают повесть Р. Баха и совершают двухлетнюю полет-экспедицию по индивидуальным картам полета (индивидуальным маршрутам самоосуществления), разработанным каждым на примере духовного полета главного героя повести Чайки Джонатана Ливингстона. Клубная деятельность является наиболее эффективной при взаимодействии старшеклассников друг с другом и взрослыми, поскольку позволяет в атмосфере доверия и творчества познавать себя, реализовывать свои способности, получать радость от совместных открытий, испытать искренний исследовательский интерес к другим людям, к жизни в целом.

Использование комплексной формы рассчитано на 2 года: 10 – 11-е классы. В течение этого времени проводятся вводное занятие и 8 клубных заседаний, три из которых организационные: посвященное рождению клуба, промежуточное и итоговое, а пять – являются темами для обсуждения или маршрутами.

Таблица14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: