1.1. Цель программы, которая должна быть конкретной, реально достижимой и замеряемой через определенный период времени. Рекомендации по формулировке цели[39]:
-главным основанием постановки целей должны послужить результаты анализа имеющихся потребностей и проблем, анализ различных возможностей, средств, ресурсов;
-цели должны быть реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития потенциала тех, кто их будет исполнять;
-цели должны быть конкретными (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было в результате четко определить, достигнуты ли они;
-цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер для всех участников образовательного процесса;
-цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, привлекательны, понятны и осознанно приняты к исполнению;
-цели должны быть открытыми и гибкими (может быть,
составленными из ряда подцелей), допускать обоснованную корректировку;
-цель — не просто образ желаемого результата, а образ результата операционально определенного, то есть заданного так, что всегда можно сравнить фактический результат с желаемым.
|
|
1.2. Задачи - конкретизация цели, пути достижения целей. Рекомендации по формулировке задач:
-они должны быть сформулированы конкретно и чётко, чтобы была возможность проверить их выполнение;
-задачи на планируемый период отличаются от задач предыдущего периода;
- их формулировка должна быть максимально краткой;
-они должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;
-задачи должны быть реальны для выполнения;
-их целесообразно поставить в определенной последовательности и классифицировать;
-в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся (оказать, открыть, отработать, освоить, приобщить, сформировать, развить, организовать и пр.).
Задачи могут быть изложены по-разному:
а) по ступеням образования (начальная школа, основная школа, средняя школа) или по возрастным периодам;
б) по этапам развития деятельности (указываются по годам);
в) с учетом классификации задач на:
- воспитательные, связанные с формированием личностных компетентностей, социально-значимых качеств;
-организационные, которые обозначают развитие основных способов организации и создание педагогических механизмов процессов воспитания и социализации;
- управленческие, которые направлены на научно-методическое, кадровое, материальное, социальное обеспечение деятельности детей.
Схематично это можно представить следующим образом (см. табл. 33).
Таблица 33