Управление политическим конфликтом – важнейшее условие предотвращения его непредсказуемых последствий. Сам термин «управление конфликтом» имеет определение в современной литературе далеко не однозначное. Одни исследователи считают, что управление конфликтом – это важная составляющая часть деятельности органов власти любого государства. Другие считают – управление конфликтом – нарушает процесс естественного развития событий, что ничего не имеет общего с демократическими традициями. Но надо иметь в виду, что конфликт конфликту рознь. Ведь осуществлять контроль над конфликтом могут не только органы власти, это могут делать и сами участники конфликта. Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование, устранение, прежде всего источника конфликта. Самое интересное, что управление глобальным политическим конфликтом можно применять и на конфликты, которые происходят у каждого из нас в различных сферах жизни. Знание технологии управления конфликтами очень важно для каждого человека, ибо конфликтов в семье бывает больше, чем во всем государстве.
|
|
Контроль над конфликтом отличается от системы управления и предполагает следующие действия:
- диагностирование конфликта или осуществление ряда мер, направленных на выявление причин, состава участников конфликта, анализа взаимодействия сторон и происходящих процессов;
- определение факторов, которые могут способствовать нарастанию конфликта или его локализации, в результате чего можно определить план действий субъектов контроля;
- реализация намеченного плана, что позволит предупредить эскалацию и нарастание, расширение и вовлечение все большего количества участников в данный политический конфликт. В конечном итоге конфликт остается на стадии зарождения или возникновения, но общество уходит от опасности кризисных явлений с непредсказуемыми результатами.
В отличие от контроля, управление конфликтом в конечном итоге должно привести к сближению позиций участников конфликта и к примирению их позиций. Данный процесс требует большего применения сил, энергии и ресурсов для достижения цели. Существует целый ряд разработок по технологии осуществления управления политическим конфликтом. Понятно, что любой конфликт является особенным явлением, требующим и особенного подхода. Но, тем не менее, большинство специалистов называют и универсальные подходы к системе управления политическими конфликтами. Отметим основные из них:
Институализация конфликта – установление различных норм и процедур разрешения конфликта. Обычно данная форма управления конфликтом предполагает:
|
|
- запрет применения насильственных действий;
- ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;
- принятие всеми сторонами определенных правил и четких договоренностей по разрешению конфликта;
- введение контроля со стороны третьих лиц (органы власти, арбитражи, суды и т.д.).
Легитимация процедуры разрешения конфликта – признание всеми сторонами конфликта правомерности и справедливости определенного порядка действий по разрешению конфликтной ситуации. Сама легитимность данных процедур требует их оформление специальными нормативными актами или другими документами. Обычно, в период международных конфликтов для их управления всеми сторонами принимается пакт о ненападении – как официальный документ, требующий обязательного исполнения.
Структурирование конфликтующих групп – определение состава участников конфликта, их лидеров, различных центров влияния и их силы. Для управления конфликтом, прежде всего надо знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения. Неструктурированные слои представляют большую опасность, поскольку они менее управляемые и склонны к непредсказуемым разрушительным действиям.
Редукция конфликта – его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий уровень противоборства. Обычно исследователи выделяют два направления в редукции политического конфликта в зависимости от характера соперничества и характера восприятия оппонента. По характеру соперничества редукция противоборства снижается по следующим уровневым ступеням: война – насилие – агрессивность – соперничество – враждебность – напряженность – спор – несогласие – консенсус. Понятно, что со ступени на ступень ниже (хотя данные грани очень условны) конфликт становится менее острым.
Вторая линия предполагает следующие ступени по характеру восприятия оппонента: противник – соперник – сотрудник – партнер – союзник – друг. Очень важно знать и факторы, которые влияют на технологию управления конфликтом.
Прежде всего, многое зависит от степени открытости политической системы. В закрытых политических системах обычно конфликты не искореняются, а создается видимость их отсутствия. При открытой политической системе очень не просто не замечать сам конфликт, система сама требует его разрешения.
Другим важным фактором является уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность их внутренних взаимоотношений. И, наконец, характер и масштаб вовлеченности социальных слоев значительно влияет на регулирование политического конфликта. Если движущей силой конфликта являются разные социальные слои или классы – его регулирование будет непростым, возможно длительным.
Наиболее распространенной формой достижения примирения сторон в технологии управления являются переговоры.
Один из ведущих конфликтологов Т. Шеллинг рассматривает переговоры как органичную часть конфликта, где им отводится место «запасного выхода» в случае, если его продолжение другими средствами невозможно. Т.Шеллинг заложил теорию переговорного процесса. На сегодняшний день выработаны фундаментальные принципы переговорного процесса. Они заключаются в следующем:
1. делать разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами, т.е. последовательные отделения самой проблемы от субъективной заинтересованности сторон участвующих в конфликте.
2. фокусировка внимания не на принципах конфликтующих сторон, а на реальных противоречиях.
3. учет объективных критериев соотношения сил, а не субъективной оценки каждой из сторон.
|
|
4. выработка нескольких возможных вариантов разрешения конфликта.
5. демонстрация готовности пойти на уступки.
Критерий успешности переговоров заключается в выполнении взятых на себя обязательств обеими сторонами.
Критериями действительно разрешенного конфликта являются:
- проблема исчезает с политической повестки дня;
- решение принимается всеми участниками конфликта;
- устранена основная причина – социальное противоречие, приводящее к конфликту;
- ранее враждующие группы на основе взаимного доверия следуют линии сотрудничества;
- во взаимоотношениях сторон стабильно выполняются нормы достигнутого соглашения.