Основные принципы организации и проведения выборов

Проведение выборов регламентируется специальными законами. Совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, определяет избирательное право.

Избирательное право дает ответы на вопросы, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов.

Всеобщие принципы – это значит, что все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, политических или рели­гиозных убеждений имеют активное (в качестве избирателя) и пассив­ное (в качестве кандидата) право на участие в выборах.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражда­нин, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в преду­смотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях. Однако приобретение гражданином пассивного избирательного права (права быть избранным) регламентируется возрас­тными рамками: возраст для избрания Президента Российской Федерации – не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы – 21 год. Возраст кандидата на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти региона не может быть меньше 21 года, 30 лет – на выборах главы исполнительного органа государственной власти региона, и 21 год – на выборах в органы местного самоуправле­ния. Причем любой человек может быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Прямые выборы или прямое (непосредственное) голосование оз­начает, что избиратель принимает решение о выборах конкретного че­ловека, голосует за реального кандидата. Если же избиратель голосует за выборщиков, то это непрямые, косвенные выборы. То есть прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредст­венно. При косвенных выборах избиратель голосует за выборщиков, которые затем выбирают кандидатуру на ту или иную должность. Кос­венные выборы существуют при избрании президентов США, Брази­лии, Финляндии, верхних палат парламентов Индии, Малайзии.

Тайные выборы – решение о своем выборе человек принимает единолично, данное решение не должно быть кому-либо известно.

Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граж­дан от опасений возможных преследований, а также подкупа. Сама тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, на­личием на избирательных участках индивидуальных кабин для запол­нения бюллетеня, опечатыванием избирательных урн, единой формой бюллетеня во всем избирательном округе.

Равенство выборов определяется тем, что каждый избиратель имеет только один голос. Количество избирателей в каждом избира­тельном округе так же должно быть примерно одинаковым. Но на прак­тике, особенно равенство округов, не всегда соблюдается. Практически, невозможно нарезать округа с одинаковой численностью избирателей. Например, в России избирательные округа не должны по численности отличаться друг от друга более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях не более чем на 15%. А в ФРГ – могут отли­чаться по численности населения на одну треть. Именно в этой части есть возможности для манипулирования нарезкой округов в целях оп­ределенных итогов. Это возможно для того, чтобы увеличить предста­вителей сельских районов в ущерб городских, центральных кварталов – в ущерб окраин и т.д.

Данные принципы декларируются в большинстве стран как в их конституциях, так и в законах, которые определяют систему проведения выборов и осуществление всего избирательного процесса. Но наличие данных принципов еще не является доказательством демократичности их проведения. Для этого необходимо присутствие еще ряда принципов.

Прежде всего, необходимо реальное осуществление свободы выборов. Это означает, отсутствие административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избираемых кандидатов и организаторов выборов. Пожалуй, данный принцип не находит своего реального воплощения ни в одном самом демократическом государстве. Находящийся у власти президент, либо партия, либо группа лиц всегда пытается создавать неравные условия выборов для оппозиции или конкурентов. При этом используют любые возможности:

- Прежде всего, властная структура использует свое административное преимущество, многочисленный чиновничий аппарат все усилия направляет на поддержку властвующего кандидата или партии, ибо только победа своих оставляет всех на занимаемых должностях. Так называемый административный ресурс имеет множество разновидностей. Более подробно мы остановимся на нем чуть ниже, при анализе избирательного процесса в современной России.

- Но редко, где можно не встретить информационно-психологический принцип обработки избирателя. Как бы законы не прописывали равные возможности для всех кандидатов, идет повсеместное их нарушение. Причем, преимущество имеют или властные структуры, или структуры имеющие большие финансовые возможности. Наиболее известные приемы – это тенденциозная, искаженная информация об одних кандидатах (чаще всего оппозиции) и запугивание населения различными факторами: гражданской войной, голодом, хаосом и т.д.;

- И наконец, откровенный подкуп, шантаж, обещание льгот и привиле­гий для отдельных категорий граждан, регионов и т.д.

Второе важное условие демократической организации выборов является наличие альтернативных кандидатов. Дело в том, что если в наличии есть один кандидат или одна партия, можно лишь одобрить или не одобрить избирателями его или ее деятельности. А вот о реальных выборах речи в данном случае не идет. Сам термин «выборы» предполагают отбор из различных кандидатов. Наличие альтернатив­ных кандидатов в любом случае, позволяет избирателям делать дейст­вительный выбор.

Но при этом появляется еще одно важное условие – обеспечение равенства возможностей кандидатов и политических партий. В выбо­рах могут участвовать несколько кандидатов и партий, однако о неко­торых из них избиратель может узнать только из бюллетеня. Равен­ство возможностей прежде всего – равенство материальных и инфор­мационных ресурсов всех кандидатов. Для этого в законодательстве многих стран установлены максимальные пределы избирательных фондов партий и кандидатов, предоставление им равных возможно­стей на государственных СМИ, даже отдельные государства выделяют финансирование для «выравнивания» шансов. Но реализация на прак­тике данного принципа, как мы уже отмечали и ранее, не всегда осу­ществляется в полной мере.

И наконец, еще два последних принципа, два условия, без которых вряд ли возможно демократическое проведение выборов.

Периодичность и регулярность выборов. Выборы являются инст­рументом демократии лишь в том случае, когда они проводятся регу­лярно и лица избираются не на долгий срок. Устоявшаяся система выборов – гарант определенных демократических ценностей при наличии отмеченных нами ранее условий.

Другое дело, регулярность выборов. Во многих странах, в течение года – десятки выборов. Местные выборы следуют друг за другом. Избирают мэров, советников, казначеев, клерков, судей, шерифов, школьные программы, родительские комитеты и т.д. Кроме того, иногда избиратель получает 5-6 бюллетеней по выборам разных уровней. Психологи считают, что частные выборы, тем более выборы одновременно разных уровней властей, не позволяют избирателю делать осознанный выбор. Но, к сожалению, упорядочить всю систему выборов с точки зрения этих требований вряд ли возможно. Тем более постоянно пони­жается планка явки избирателей, для того, чтобы считать выборы со­стоявшимися. При этом в случае, если в выборах приняло участие небольшое число граждан, возникают сомнения, стала ли основой власти действительно воля народа, можно ли признавать выборы состоявшимися, а сформированные органы власти легитимными. В законодатель­стве каждой страны эти вопросы решаются по-разному, в зависимости от сложившихся традиций и характера избирательных кампаний: вы­боры могут признаваться состоявшимися вне зависимости от числа граждан, принявших в них участие, или только тогда, когда в них при­нял участие оговоренный в законе минимум избирателей.

Последний принцип – состязательность, конкурентность выборов. Казалось бы, что может быть проще, чем осуществление данного тре­бования. Есть кандидаты или партии на занятие мандатов, они и ведут спор за избирателя. В реальности чаще всего состязательность превра­щается в самую настоящую политическую войну между кандидатами, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автору довелось на­блюдать ведение избирательных кампаний в разных уровнях власти в США, Германии, Голландии. Но нигде не пришлось увидеть состяза­тельности и конкуренции. Внешне, все соответствует законодательству. По сути – все средства хороши для победы. Остается лишь надеяться, что со временем пороки человека будут изжиты, а данные принципы станут доминирующими.

Таким образом, как мы выяснили, принципы демократической ор­ганизации выборов просты, но их реальное воплощение еще далеко от идеального варианта. Значение выборов и их демократические основы проведения зависят от общественно-политических условий каждой конкретной страны.

Хотелось бы так же отметить, что в основе законодательной регламентации выборов лежат три основных принципа:

- обеспечение равных возможностей для всех партий и кандидатов. По сути, устанавливается определенный равный лимит расходов на выборы для всех.

- принцип лояльности: кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некоторых действий.

- нейтралитет государственного аппарата. Его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: