Тема 23. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности

Практика социальной работы многообразна. Она обуслов­лена знанием различных теоретических подходов в процес­се воздействия, как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризую­щей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуаль­ной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития, общества.

Понятие «социально-досуговая деятельность» имеет ком­плексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, пе­дагогика, психология, экономика и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда дру­гих видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

она осуществляется в свободное (досуговое) время;

отличается свободой выбора, добровольностью, активно­стью, инициативой как одного человека, так и различных со­циальных групп;

обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

отличается глубокой личностной направленностью;

носит гуманистический, культурологический и развиваю­щий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида цен­ностных характеристик: положительную (направленную на по­зитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидуу­му или обществу в целом).

Анализ сущности социально-досуговой деятельности отража­ет наличие взаимодействия в ней различных элементов, опре­деляющих ее своеобразные уровни, которые можно классифи­цировать следующим образом:

творческий − преобладание творческих моментов в дея­тельности;

репродуктивно-творческий − открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

репродуктивный − простое воспроизведение готовых, от­работанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: