1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:
а) закон; | к) этикет; |
б) ценности; | л) доминирующая культура; |
в) массовая культура; | м) жаргон; |
г) обычай; | н) субкультура; |
д) традиция; | о) манеры; |
е) обычное право; | п) привычки; |
ж) нравы; | р) контркультура; |
з) ценностные ориентации; | с) элитарная культура. |
и) народная культура; |
1. Традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
2. Обычаи, приобретающие моральное значение.
3. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
4. Совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти.
5. Механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение компонентов информационной культуры: символов, языка, обычаев, манер, этикета, законов, нравов.
6. Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д.
|
|
7. Индивидуальное отношение и выбор комплекса взаимосогласованных конкретных ценностей в качестве норм поведения.
8. Культура привилегированной части общества, созданная членами этого слоя или по заказу.
9. Культура, создаваемая анонимными творцами независимо от наличия у них той или иной профессиональной подготовки.
10. Культура, состоящая из компонентов, создаваемых профессиональными авторами и распространяемая большими тиражами или через средства массовой информации.
11. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
12. Видоизмененная часть общей культуры, носителями которой является большая социальная группа в данном обществе.
13. Культура социальной группы, противостоящая доминирующей культуре на основе конфликта с господствующими ценностями.
14. Устойчиво закрепившиеся образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся под контролем только подсознания.
15. Стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения.
16. Принятый в особых социальных группах (слоях) комплекс правил стилизованного поведения.
17. Лингвистическое проявление субкультуры, порождаемое стремлением дать обычным словам необычные синонимы для языкового обозначения принадлежности субъекта к данной социальной группе.
2. Из приведенных для каждого вопроса вариантов выберите только один правильный.
1. Что из перечисленного не является элементом культуры?
а) родной язык; | г) незнакомый язык; |
б) привычки; | д) основная столовая посуда. |
в) идеалы; |
2. Что из перечисленного входит в Вашу культуру?
|
|
а) четыре действия арифметики; | г) установка вигвама; |
б) язык этрусков; в) азям (предмет русской одежды); | д) квадратно-гнездовой способ посева кукурузы. |
3. Что является показателем проявления псевдокультуры?
а) неудовлетворенность желания; | г) разрушение среды обитания; |
б) ошибочность результата; | д) осуждение со стороны других людей. |
в) недостаточность полученного результата; |
4. Культура сама по себе непосредственно не влияет:
а) на успешность деятельности; б) на восприятие; в) на здоровье; | г) на перспективы развития социальной общности; д) на возможность адаптации к изменяющимся условиям. |
3. Рассмотрите ряд пословиц и афоризмов с точки зрения отражения в них механизмов и путей формирования и развития культуры:
а) с кем поведешься – от того и наберешься;
б) театр начинается с вешалки;
в) ласковое слово и кошке приятно;
г) сила есть – ума не надо;
д) язык без костей, а хребты ломает;
е) заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет.
4. Рассмотрите ряд аспектов личной культуры молодоженов для оценки совместимости их культур:
а) критерии оценки людей;
б) пристрастие к модным новинкам;
в) словарный запас и наиболее привычные обороты речи;
г) педантичность;
д) адекватность восприятия слов собеседника;
е) аккуратность в быту.