Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я. Чаадаева. Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг Пушкина, участник тайных обществ, Петр Яковлевич Чаадаев был выдающимся мыслителем. В 1821 г. он вышел в отставку, уехал за границу, а вскоре после поражения восстания на Сенатской площади вернулся в Россию. Чаадаева иногда называют "декабристом без декабря".
Относительная стабильность российского жизнеустройства была в глазах Чаадаева свидетельством косности, пассивности общественных сил. В 1829-1831 гг. он написал цикл "Философических писем", первое из которых было опубликовано в 1836 г. в журнале "Телескоп". Эта публикация стала крупнейшим событием идейной жизни России. Она вызвала широчайший общественный резонанс. В своем "Письме" Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — писал мыслитель, — и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода..."
|
|
Причиной того, что Россия как бы "выпала" из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, которое, по мнению философа, уделяло главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Журнал "Телескоп" был закрыт, его редактор Н.И. Надеждин отправлен в ссылку, а цензор - в отставку.
Развернувшиеся в обществе споры вокруг "Философического письма" сыграли значительную роль в общественной жизни России, ускорив оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений.