Либеральное направление

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я. Чаадаева. Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг Пушкина, участник тайных обществ, Петр Яковлевич Чаадаев был выдающимся мыслителем. В 1821 г. он вышел в отставку, уехал за границу, а вскоре после поражения восстания на Сенатской площади вернулся в Россию. Чаадаева иногда называют "декабристом без декабря".

Относительная стабильность российского жизнеустройства была в глазах Чаадаева свидетельством косности, пассивности общественных сил. В 1829-1831 гг. он написал цикл "Философических писем", первое из которых было опубликовано в 1836 г. в журнале "Телескоп". Эта публикация стала крупнейшим событием идейной жизни России. Она вызвала широчайший общественный резонанс. В своем "Письме" Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — писал мыслитель, — и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода..."

Причиной того, что Россия как бы "выпала" из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, которое, по мнению философа, уделяло главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Журнал "Телескоп" был закрыт, его редактор Н.И. Надеждин отправлен в ссылку, а цензор - в отставку.

Развернувшиеся в обществе споры вокруг "Философического письма" сыграли значительную роль в общественной жизни России, ускорив оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: