Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и социальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим законам, но и законам физики и химии.
4. Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассматривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.
Соотношение биологического и социального в человеке подчиняется следующим закономерностям:
* во-первых, социальное возникает из биологического и является
новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень
имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биологии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено
прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не
какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;
|
|
во-вторых, с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на
пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться
со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно признаются неразумными и на них накладываются общественные (т. е. социальные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к услугам, связанным с применением наркотиков и сильнодействующих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге - их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;» в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии). Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения состояния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.
|
|
Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека - самая развитая и совершенная биология. Это выражается в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к занятию любой экологической ниши, любой среды обитания - вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наибольшей в животном мире физической активностью. Существуют
подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищники. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «...Практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии» (см.: гл. 2, § 7).
В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента возникновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень мало. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы личности. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребованы совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие способности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, основатель компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому поводу, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей какой-нибудь зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определяет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диалектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биологическую, химическую и физическую основы.
|
|
Механизм взаимодействия общества и его природной основы наиболее точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.
социальное начало |
Концепция двойственной, социально-биологической природы человека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вытесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе общественного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологической основы человеческого организма уменьшается и сужается. Человек становится все «более социальным» и все «менее биологическим» существом. Эту концепцию можно выразить графически (рис. 5).
Рис. 5. Изменение роли социального и биологического компонентов
в обществе
Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить человека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считается, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потребность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в физических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхода ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школьников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют множество экономических и политических причин, однако логично поставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятельность общества основывается на неправильном, упрощенном понимании взаимодействия социального и биологического?
|
|
С точки зрения концепции целостной, интегральной природы человека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вместе с укреплением собственно социального. Социальное не «вытесняет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаимодействие в истории общества изображено на рис. 6.
Укрепление, а не ослабление биологических основ общества необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.
Эта недостаточно понятая современным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в течение последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школьников по всей Российской Федерации явно связано с недостатком физической активности. Согласно исследованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких республиках СССР, школьники и студенты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, основе укрепления и развития необходимый для поддержания нормального состояния здоровья, - 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республиках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную норму двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников». С происходящим в современном обществе увеличением психических нагрузок физические нагрузки должны не ослабевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравновесить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Характерно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследовании был обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной деятельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.
Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение монотонных, однообразных физических движений несовместимо с биологией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще, чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, — переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положительных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мышечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.
Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общества, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия, кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно возникновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ, жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биологическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и новой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозможно носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовместимо с жизнью.
Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на организм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизводящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и отдыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это противоречие не может разрешиться само собой.
Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в различных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса — в социальном и медицинском обслуживании, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в применении и обслуживании необходимых для них техники и оборудования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением биологических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма — которое всегда происходит в той или иной социально выработанной форме могут создать сферы применения для новых направлений и технологий сервисной деятельности.
Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факторов развития человека и общества не остается неизменной. Она эволюционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений — одно из условий эффективного функционирования системы сервиса.
Литература к главе 3
1. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М: Наука, 1994.
2. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990.
3. Космология. Теории и наблюдения / Пер. с англ. изд. 1974 г. М.:
Мир, 1978.
4. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.
5. Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в исто
рическом процессе. Пермь: Пермский ун-т, 1975.
6. Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь: Пермский ун-т,
1974.
7. Орлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия,
1985.
8. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Рома
нович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.
9. Социально-биологические проблемы физической культуры и спор
та / Бака М. М. и др. Киев: Здоровя, 1983.
10.Спиркип А. Г, Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999.
11.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лек-ции. М.: Наука, 1989.
12.Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
13.Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или
быть? Киев: Ника-Центр, 1998.
14.Чижевский А. Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолков
ским. Воспоминания. М.: Мысль, 1995.
15.Шмалъгауз^н И. И. Пути и закономерности эволюционного про
цесса. Избранные труды. М.: Наука, 1983.
16.Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело
века // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20.
Вопросы для повторения
1. В чем ошибочность социального дарвинизма?
2. Как понимал человеческие потребности Зигмунд Фрейд?
3. Как объясняется место человека в мире современной синтетической теорией эволюции?
4. Какова концепция человека и пути развития цивилизации в русском космизме?
5. Что такое биосфера и ноосфера?
6. В чем состоит антропный принцип?
7. Какова концепция человека в экзистенциализме, с какими главными проблемами он сталкивается в современном мире?
8. В чем состоят главные идеи гуманистического психоанализа Эриха Фромма?
9. Какие исторически возникшие идеи о природе человека сохраняют актуальность в современном мире?Какое место занимает человек в эволюции материи с точки зрения современной науки?
10.Какие существуют концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе)?
11.В чем недостатки социально-биологической концепции человека?
12.В чем состоит концепция интегральной социальной природы человека?
13.Как влияют на сервисную деятельность закономерности взаимодействия социального и биологического в человеке (обществе)?
ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ
Общепризнанной классификации потребностей пока не существует. Поэтому нам придется использовать различные логические основания для их систематизации. Наш способ описания потребностей предполагает выделение четырех уровней анализа. В данной главе мы обсудим первый, наиболее общий из них — философский. На этом уровне потребности подразделяются на биологические и социальные, материальные и духовные, личные и общественные, рутинные и творческие. На втором, более частном уровне (см.: гл. 5) анализируется экономический аспект потребностей и экономические механизмы их формирования и удовлетворения. В главе 6 излагается социально-психологическая концепция потребностей. Наконец, в главе 7 рассматриваются некоторые проблемы и конкретные методы удовлетворения потребностей посредством сервисных технологий.
4. 1. Биологические и социальные потребности
Потребности человека делят на биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных: все они перестроены социальным способом существования и приобрели специфическую «очеловеченную» форму. В конечном счете они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегда реализуется в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексуальных отношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-разному ограничивали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формы брака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в одежде. Традиции и обычаи, связанные с модой, являются некой социальной надстройкой над первичной биологической потребностью защищать тело от холода и непогоды.
Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются в конечном счете на основе труда и абстрактного мышления — чисто человеческих качеств и способностей. Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам.
1. Социальные потребности не возникают в ходе дарвиновской биологической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.
2. Социальные потребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить «по меркам любого вида» (Маркс). Человек живет всей природой, превращает ее в свое «неорганическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и материалы.
3. Социальные потребности человека носят исторический характер,
т. е. могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребностей). Потребности животного того или иного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменными в течение всего времени существования этого вида.
4. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и по знанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции.
5. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и
поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животных).
Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический пласт или компонент (см.: гл. 3, § 4). Так, человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие личности.
Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии. Поэтому, как отмечалось в гл. 3, § 4, сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятия и переработки информации.
4.2. Материальные и духовные потребности
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим, из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические — по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они показывают различные закономерности их функционирования и развития.
Материальные потребности — это потребности человека в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребности и более сложные — материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде — пошивочные и ремонтные ателье, склады
и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище — ремонтно-строительные организации, потребностей в благоприятной среде — уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода требуют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.
Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны может понадобиться, например, система противорадарной защиты самолета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.
Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное -это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго». Если потребности в пище и жилище — главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность — это потребность в труде.
Духовные потребности — это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.
Потребность в познании — это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.
Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.