Источники международного права

Не существует общепризнанного правового акта, который устанавливал бы перечень источников МП и давалось их определение. К источникам МП характерны характеристики источников права в общей теории права. Во внутригосударственном праве дается перечень источников, такие как конституционные нормы, нормы специальных актов (законы, подзаконные акты, обычаи, в том числе нормы международных договоров и т д.).

Международное право выступает в качестве юридической формы международных отношений и в силу своей относительной самостоятельности эта форма способна оказывать регулирующие воздействие на международные отношения, как и любое явление, в том числе и право имеет свою форму и содержание. Если форма выражена в предмете и объеме правоотношений и предмете регулирования, то содержанием является международно-правовые нормы, регулирующие эти отношения.

Естественно, что и форма и содержание представляют собой единство. При этом содержание нормы международного права (социальное содержание) является волевой характер государств- субъектов международного права. При этом воля, (право государств) носит согласованный характер. Поэтому в норме международного права выражена (содержание) общая воля субъектов, сформированная путем согласования их воль. Согласованная воля обязывает участников, то есть носит обязательный характер. Волевой характер носят и нормы, создаваемые международными организациями. Признание за организацией статуса субъекта означает признания наличия у нее собственной воли.

Если социальным содержанием международного права является согласованная воля субъектов, то ее юридическим содержаниеправило поведения, то есть содержание юридической нормы облекается в форму права и именуется источником международного права.

Общепризнанными источниками признаны договор и обычаи (повторяющиеся действия несколько лет). О них говорится в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) и в ст. 38 Статуте Международного суда ООН (что решая споры, суд применяет на основе МП конвенции, обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными народами). Международная Конвенция –это договор, в которых участвуют или могут участвовать все государства.

Источники международного права (в современной констатации):

Международные договоры, международные обычаи; акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов; судебные решения Международного суда, национальные доктрины.

1. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров (международное соглашение, заключенное в письменной форме в одном, двух и нескольких, связанных между собой документов). При этом под договором понимаются, независимо от его наименования: «договор», соглашение, конвенция, конференция, протокол, устав и т.д., то есть документ, носящий родовой характер.

Конвенция не исключает заключение соглашения в «устной форме». Но как говорят современники МП это, так называемое «джентльменское соглашение», то есть как в былые времена (МС Горбачев-Буш по Варшавскому договору, Шеварнадзе -Бейкер по соглашение изменению границы Берингова моря,- не ратифицировано).

2. Международный обычай. Источник, упомянутый в ст. 38 Статута Международного суда ООН: международный обычай – «доказательство всеобщей практике, признанной, в качестве правовой нормы».

Обычай – длительно повторяемая практика, однородных идентичных действий. Отличие состоит лишь в том, что обычай не обличен в форму документа, это одна правовая норма, она носит зримые определения. Например, дипломатический иммунитет в Венской конвенции о дипломатических сношениях для государств-участников, а для не участвующих в конвенции государств – многовековой обычай.

3.Акты международных конференций. Международная Конференция (межгосударственная), как правило, служит принятием итогового документа. Юридическая природа их различна:

1) Конференция, созванная специально для разработки договора (Конференция ООН в Сан-Франциско, в апреле – июне 1945 г., завершилась принятием Устава ООН);

2) Конференции, посвященные проверки действующего Договора заканчиваются заслушиванием информации, носит контрольные и рекомендательные функции. Например, каждые 5 лет проверяется результат действия Договора о нераспространении ядерного оружия.

3) Конференции, посвященные рассмотрению проблем и их решения заканчиваются принятием итогового документа (Заключительный акт СБСЕ 01.08.1975 г. совмещал рекомендации по экономическому, НТ и гуманитарному сотрудничеству и нормативные положения о принципах и о мерах укрепления доверия (уведомление о крупных военных учениях))

4.Акты международных организаций. Статус актов международных организаций определяется их Уставами. Как правило они носят «рекомендации», «правоприменительные» акты (так Генеральная Ассамблея от имени Организации согласно Уставу (ст. 10.11.1913 г.) уполномочено делать рекомендации одобрения).

В тоже время, на сессиях ГА ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени Организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было с Договором о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), международных пактах о правах человека (1966 г).; Международной Конвенции по борьбе с заложниками (1979 г.)); Резолюции ГА ООН 1514 от 14.12.1960 г. Декларация «о предоставлении независимости колониальным странам и народам». В этом случае, не рекомендации или одобрения, а сам Договор будет являться источником международного права.

Другое, резолюции, имеющие нормативный характер и ратифицирующие государствами-членами ООН так же будут источником МП (резолюции касавшиеся изменения ст. 23, 27, 109 Устава ООН и Статута Международного суда). Недавно в нормотворческую деятельность включился СБ ООН, решения которого ограничивались только правоприменением. Резолюция 827 от 25.05.1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного и гуманитарного права (например, бывшей Югославия)- так же является источником МП.

5. Акты международных судебных органов. Международный суд ООН, согласно своего Статута (ст. 38 пункт 1 (d)) обязан рассматривать переданные ему споры. Обращаясь к судебному решению Суд должен найти норму, которая отсутствует в международном договоре и международном обычаи (если бы она была, тогда, нет необходимости прибегать к суду). Суд обычно прибегает к общепризнанным принципам права, либо к нормам общего характера и принимает решения (вердикт). Решение спора (с помощью нормы) и будет являться источником права прежде всего для спорящих сторон, в силу соглашения о признании юрисдикции суда. В отличие от Международного суда ООН принятие нормативных решений (прецедентных) такими судебными органами, как Европейский суд по правам человека, экономический суд СНГ, Суд Европейских сообществ, является общепризнанным фактом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: