Термин «Возрождение» ввел впервые Дж. Вазари, имея в виду возрождение античности в творчестве итальянских мастеров XIV–XVI веков. Как научное понятие он стал использоваться позже, в трудах историков Ж. Мишле и Я. Буркхардта. Здесь он означал самостоятельный период европейской истории. Отношение историков и философов к проблеме Возрождения было неоднозначным – от полного отрицания Возрождения (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булкагов, И. Стасов, К.Бурдах и др.) до своего рода «сакрализации» Возрождения, когда термин стал применяться не только к итальянской, или европейской, но и к китайской, японской, индийской и другим культурам. Следует уточнить рамки и объем понятия Возрождения.
Культура Возрождения имеет свои границы. Родиной классического Возрождения была Италия. В самой Италии первые центры гуманистической культуры сложились во Флоренции, Генуе, Падуе, Вероне, Болонье. Постепенно идеи гуманистов выходят за рамки не только этих городов, но и Италии в целом, возникает феномен «отраженного» Возрождения, например, Северного Возрождения.
|
|
Объем понятия Возрождения тоже стал предметом дискуссии. Охватывало ли Возрождение все содержание двух веков западноевропейской истории или оставалось тонким поверхностным слоем культуры кружков гуманистов?
Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что Возрождение является переходным типом культуры. Оно связано не только с античностью, но и со средневековьем, наследует от него колоссальные духовные богатства, трансъевропейские связи, традиции городской культуры, своеобразную форму демократии. Возрождение в свою очередь стало основанием новоевропейской культуры, не случайно век Просвещения видел в нем свое начало.
Начало Возрождения связывают с рубежом XIII–XIV веков, когда в жизни итальянских городов происходят крупные изменения: приняты антифеодальные конституции, развивается пополанская демократия, утверждается раннебуржуазная городская цивилизация, начинается бурный процесс урбанизации, появляются многие технические изобретения и т. п. Отмечается невиданный размах и многообразие деловых операций. Возникло много новых видов деятельности и новых незатвердевших социальных ролей.
Сложилась атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность, она и стала питательной почвой для появления нового типа личности и нового, ренессансного типа мышления.
Культурные деятели нового склада получили название гуманистов. Термин humanitas ввели К. Солютати и Л. Бруни, применяя его для обозначения человеческой природы, человеческого достоинства. Л. Бруни определял studia humanitatis как «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Круг занятий гуманистов включал грамматику, риторику, поэзию, историю, философию, музыку. Все это – на основе глубокой греко-римской образованности. Гуманисты занимались изучением древних языков, переводами, комментариями к древним авторам, искусством, коллекционированием античных медалей статуй и т. п. Позже сюда добавился интерес к познанию природы такой, какой она наблюдалась человеком. Это были «труды в досуге», ибо гуманисты принадлежали к самым разным слоям общества, профессиям, гуманистические занятия не совпадали с их социальными ролями. Объединяли их глубокий интерес к античности и собственные новые качества: одаренность, воля, энергия, настойчивость, колоссальное трудолюбие. Гуманисты воплощали идеал homo universale: человек, который знает все, умеет все, пробует себя во всем. Можно привести в пример немало гуманистов, достигших высочайших вершин в самых разных сферах знания и деятельности, поистине они – титаны. Гуманисты соединили два равновеликих мира – античность и христианство, создали неизвестное ранее единство – духовную историю человечества.
|
|
Итальянское Возрождение, несмотря на переходный характер эпохи и двойственность исходного материала, отличается целостностью. Его основное содержание составляют гуманизм, культ античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному и плотскому.
Человек становится центром всей системы ценностей новой эпохи, основной принцип которой можно, следовательно определить как антропоцентризм. Можно отметить эволюцию понимания человека от богоподобного человека (античность) к избранному творению Божьему (Средневековье) и, наконец, Богоравному мастеру – так понимался человек в эпоху Возрождения. Пико делла Мирандола писал в своем трактате «Речь о достоинстве человека», что он не создан ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным. Человек – «свободный и славный мастер», он призван сам сформировать себя. Он поставлен в центре мира, и путь, начертанный ему Богом – активность мысли, энергия разума, обуздание страстей, тонкость и красота чувств. Антропоцентризм означал новый взгляд на человека и общество. В трудах Н. Макиавелли, У. фон Гутгена, А. Моджевского общество, его история, государство, право рассматриваются как результат деятельности самих людей. Встает вопрос о закономерностях развития природы и общества. Именно в эпоху Возрождения складывается деление истории на древнюю, средневековую и новую (Ф. Бьондо).
Возрождение означало пересмотр отношений человека и природы, человека и Бога. Возрождение не отвергает идею Бога, мировоззрение этой эпохи – либо обмирщенная религиозность, либо пантеизм и деизм. Родоначальниками ренессансного пантеизма были Николай Кузанский и Марсилио Фичино. М. Фичино был основателем и главой Флорентийской Платоновской академии, автором трактата «Платоновское богословие». Пантеизм преодолевает разрыв Бога и мира, им сотворенного («Природа, то есть Бог», – из трактата Л.Б. Альберти). Тождество Бога и мира неодинаково трактуется у Н. Кузанского, Дж. Бруно, М. Фичино, однако в главном они едины: Бог растворяется в природе, он является единым и единственным началом, мир есть развертывание, точнее саморазвертывание Абсолюта. Мир предстает как прекрасный и гармоничный, благодаря этому бесконечному единству. Н. Кузанский определяет красоту, эстетическую ценность как то, что наиболее удачным образом способно привести в гармонию божественное с человеческим и природным. Весь Ренессанс был связан с увлечением гармонией и пропорциями, а геометрия была любимой формой представления действительности в эстетике Возрождения. Деизм в противоположность пантеизму ограничивал функции Бога исключительно актом творения, далее Бог устранялся из мира, который развивался по сотворенным правилам и законам, без вмешательства Бога.
|
|
Еще одно из проявлений религиозности эпохи Возрождения было связано с увеличением интереса к моральному аспекту христианской проповеди. На уровне массового сознания «преобладали не аскеза и эсхатология, а ясность и равновесие, не мистическая напряженность, а моралистическая проповедь» (Л.М. Баткин). Конечно, были и ереси, и Св. Катерина Болонская, и Савонарола, но для ренессансного духовенства были характернее фигуры пап-гуманистов (как Пий II), Св. Антонина – одного из создателей экономической христианской этики или Св. Бернардино.
Вообще, новая культура говорила скорее на языке искусства, чем религии.
Новая картина мира формировалась прежде в художественных образах, а уже затем была осмыслена в понятиях науки. Да и авторы научных трактатов часто прибегали к языку искусства там, где им недоставало конкретных знаний. Существенно изменилось в новой культуре восприятие пространства и времени. Оно испытало на себе общую установку культуры Возрождения на антропоцентризм, влияние интереса к гуманитарным исследованиям. Категория времени рассматривается применительно к самому человеку. В трактате Л.Б. Альберти «О семье» время рассматривается как неотъемлемый дар подобно душе и телу. Но оно лишь тогда принадлежит человеку, когда он не растрачивает его, а употребляет с пользой, когда человек меняется в нем. Время не только естественное и прирожденное достояние человека, но и добавляемое к природе, вырабатываемое, следовательно, оно зависит от самого человека, от того, как человек употребляет его. Ж. Ле Гофф назвал новое время «временем купцов». В работах Л.М. Баткина время определяется также и как «время гуманистов». Их объединяет признание ценности времени, стремление не растратить ни одного часа впустую. Человек Возрождения обнаружил, что он находится во власти времени. Это породило интерес к новым жанрам – портрета и автопортрета, биографии и автобиографии. Возрождение открывает также тему детства как особой и ценной поры в жизни человеку, время его становления. Человек эпохи Возрождения более не боится новизны, напротив, все новое, неизведанное влечет его. Легенда о Фаусте, сложившаяся в конце эпохи Возрождения, рисует фигуру полуученого – полуфантаста, воплощающего этот авантюрный дух времени.
|
|
Пространственная модель мира претерпела не меньшие изменения. К XV веку вертикальная доминанта средневековой культуры сменяется горизонтальной. В живописи главный композиционный и смысловой ориентир располагается теперь не вверху, а вдали, там, где сходятся линии перспективного построения.Возрождение открывает линейнуюперспективу, и картины этого периода нередко характеризуются подчеркнутым изображением глубины пространства: длинные коридоры, открытые окна, убегающие вдаль дороги канала, цепи гор с замками.
В архитектуре происходит нечто аналогичное. Идеалом города и здания становится одноэтажное строение, без каких-либо лестниц, которые лишь «мешают архитектору, портят его замысел» (Л. Б. Альберти). Лестницы десакрализованы, они больше никуда не возносят и не низвергают. Это требование одноэтажности воплощает центробежный характер ренессансной культуры, соответствует гуманистическому принципу свободного равенства людей. Узкие улочки и тесные площади раздвигаются, они устремляются за пределы городских стен. Эпоха Возрождения неразрывно связана с устремленностью человека за пределы освоенного мира, с великими географическими открытиями, с расширением и географического и культурного горизонта европейцев. Идеальный город был мечтой не только архитекторов, но и утопистов. Вынесенный за пределы известного мира и в иное время, город Солнца Т. Кампанеллы был олицетворением идеала миропорядка. Не случайно он обращался в письме в Г.Галилею за указаниями и достоверной системой построения мира. Его город Солнца опирался на идеи Н. Коперника и Г. Галилея.
Эпоха Возрождения означала сдвиг и в области гуманитарного знания, и в области естествознания. Запросы мореплавания, строительства, военного дела, торговли стимулировали новое, антидогматическое мышление. Крупные успехи были достигнуты в области астрономии, математики, географии, анатомии, медицины, геологии, механики, минералогии и т. д.
Культуру Возрождения невозможно представить без нового художественного языка. В литературе органично сливаются народная поэзия и книжная античная ученость. Появляются новые жанры и стили: авантюрная линия, пастораль, плутовской роман, героическая поэма, антиклерикальная сатира, эссе. Складывается «новый сладостный стиль» в литературе, направление, полное искренних эмоций и одновременно углубленного философского содержания, оформляется новая театральная эстетика. Возрождение в корне изменило художественный язык, что невозможно без коренных мировоззренческих изменений.
Начинается формирование художественного рынка. Не только в домах знати, но и в домах ремесленников (по подсчетам – в 90%) были картины.
Возрожденческий гуманизм не был единственным фактором, изменившим образы мира и человека. Не меньшее влияние на европейскую культуру этого времени оказала Реформация. Дух Реформации далеко не всегда совпадал с ренессансным, а в одном вопросе они расходились радикально. Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера выявил принципиально различное понимание природы человека.
Подводя итоги, можно сказать, что если в XIV веке почти вся культура Возрождения представлена несколькими именами и только начинается преобразование новой социальной среды в импульсы культуры, то в XV веке уже насчитывается несколько сотен гуманистов в самой Италии, а затем и первые последователи за рубежом. В XVI веке вся высшая культурная деятельность стоит под знаком Возрождения, и вся Европа движется в этом направлении. Но даже в это время, несмотря на огромные достижения новой культуры, идеи и дух Возрождения не охватывают целиком и безраздельно все сферы человеческой жизнедеятельности. В конце эпохи Возрождения начинает остро осознаваться трагический разлад между идеалами Возрождения и действительностью.