Исторический обзор развития этической теории

Прежде, чем рассмотреть специфику профессиональной этики юристов, остановимся на истории возникновения и развития этической мысли.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

Чаще всего этику (от греч. ethos, лат. ethlca – привычка, нрав) определяют как науку о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

Предметом исследования этики являются мораль, нравственность.

“Мораль” – слово древнеримского происхождения. Латинское “морес” почти полностью совпадает с греческим “этос”. Цицерон, подражая Аристотелю, создал новое прилагательное – “моральный”. Для обозначения области знания о морали им был введен термин “философия морали”.

“Нравственность” – славянского происхождения. По смыслу почти полностью совпадает с греческим “этос” и латинским “морес”. В русском языке много однокоренных слов: благонравие, добронравие, безнравственность. Русские писатели, философы, историки знания о нравственности называли “нравственной философией”. Эти понятия означают в сущности одно и тоже и их часто используют как синонимы, характеризующие человеческие поступки, нравы и обыденное нравственное сознание. Например, дурной поступок принято называть аморальным, безнравственным. Тем не менее, мораль нередко отождествляют с нормами обыденного поведения, а нравственность – с высокими этическими принципами (общечеловеческие ценности, религиозные заповеди).

Наиболее распространенным определением морали является следующее. Мораль (от латинского mores – нрав, обычай) – это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в соответствии с принятыми в обществе ценностями.

Итак, под моралью понимают реальные явления, этика – теория этого явления, изучающая социальную сущность морали, ее специфические принципы и категории, историю этических учений и др.

На протяжении всего исторического развития мораль играла важную роль социального регулятора, наряду с правом и религией. Однако в отличие от права нормы морали носят неписаный характер. Их нельзя заставить выполнять силой. Моральным требованиям и запретам человек следует добровольно. Их соблюдение обеспечивается только общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Благодаря способности человека подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни, мораль проявляется в самых разных ее сферах: экономической, политической, правовой, религиозной, научной, эстетической, семейно-бытовой. Моральные взаимоотношения также могут быть межличностными, межгрупповыми, межгосударственными и др.

Следовательно, с одной стороны, нет чисто нравственных отношений, которые в то же самое время не были бы какими-либо другими (производственными, политическими и т.п.), а, с другой стороны, нет и отношений в обществе, которые не заключали бы в себе нравственного содержания. Мораль присутствует везде. Поэтому вся человеческая деятельность характеризуется нравственными признаками, ее соответствием (или несоответствием) моральным нормам.

Этика – это наука о морали, законах ее возникновения и развития. Предметом исследования этики является мораль, нравственность.

Мораль – самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном строе. Формировалась мораль в процессе труда, который всегда был явлением коллективным. Вся жизнь человека в первобытном обществе протекала на виду у коллектива. И каждый его поступок оправдывался или осуждался коллективом. Мораль первобытного общества, естественно, находилась на низком уровне развития. Однако уже в первобытном обществе этика играла роль социальной регуляции, направленную на согласование действий индивидов, составляющих некоторую общность. Без этого невозможна любая целенаправленная совместная деятельность людей. Такая регуляция возникает стихийно в силу необходимости для людей первобытного общества добывать пищу, ведь даже собирательство требует известной согласованности действий, при охоте она становится очевидной, а в последствии и необходимой.

Люди первобытного общества не делают специального анализа самих себя и своих отношений, мораль органично вплетена в непосредственную практику общественной жизни, она оказывается как бы внутри нее. Способ регуляции человеческих отношений этого периода моралью можно назвать лишь условно, точнее было бы сказать, что такая регуляция есть “предмораль”. Ее опорой выступает общественное мнение в виде закрепленного обычая или в виде воздействия всего коллектива на провинившегося вне зависимости от обстоятельств. Таковы обычаи сурового наказания “хранителя огня” – изгнание из рода (утверждение первенства общественного интереса над индивидуальным).

Первобытная мораль выражает интерес целого. Ее требования имеют общеобязательный характер и одинаковы для всех членов общности. В результате тысячекратного повторения типичных ситуаций их последовательность, порядок закрепляются в обычае и, как правило, с целым “ореолом” сопутствующих моментов. Не осознание их необходимости, а сам опыт поначалу способствует их закреплению и воспроизведению в языке. Условно можно сказать, что высшим нравственным законом этой эпохи является следующее суждение: “То, что полезно роду – нравственно; то, что вредит роду - безнравственно”.

С развитием общества менялась и мораль. Коренную ломку нравственные отношения претерпели с переходом к классовому обществу. Если при первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества, то с возникновением классов они стали выражать интересы того или иного класса.

Известно, что классы живут в разных условиях, занимают разное место в системе производства и распределения материальных благ, что порождает у них разные интересы и взгляды на окружающую действительность, на поведение. Каждый класс создает свою систему морали, что и обуславливает существование не только различных, но и часто противоположных понятий о добре и зле, о нравственном и безнравственном.

В условиях разделения труда, появления государства, развития науки появляются отличные от морали способы регуляции – это прежде всего право и религия, которая претендует на высшую регулятивную санкцию.

Новые правила и нормы приходят в острое столкновение с прошлым: конфликт между существующими системами морали, противоречивые оценки одних и тех же явлений в разных системах начинают пробуждать творческую мысль философов древности. Поскольку вопросы, которыми задавались философы носили нравственный характер, поэтому первые попытки философских построений одновременно содержат в себе зародыш этической науки.

Этика как наука о морали имеет свою историю. Каждая историческая эпоха привносила новое в становление и развитие этической мысли.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

Известно, что первоначально этика была одной из древнейших отраслей философии. В связи с этим ее до сих пор иногда называют нравственной философией. Зарождение этики связывают с периодом античности, а относительно самостоятельной она становится только к концу 18 века.

Крупнейшими этиками в истории человечества были Сократ (469-399 до н.э.). Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители. Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 – 1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900), Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Уже с очень древних времен, а особенно со времени расцвета наук, начавшегося в Древней Греции более 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождении и сущности нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злых поступков. Были сделаны попытки научного объяснения того, что принято называть нравственным в человеке. Именно в эту эпоху перехода к классовой цивилизации происходит оформление этики в относительно самостоятельную область философского знания.

В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

− предэтика,

− античная этика,

− средневековая этика,

− этика Нового времени,

− современная этика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: