Коммуникативные качества речи. Культурная речь обладает определенными свойствами, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным

Культурная речь обладает определенными свойствами, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Такие свойства принято называть коммуникативными качествами речи. Основные коммуникативные качества – это правильность, точность, понятность, чистота, уместность, логичность, богатство и выразительность.

Правильность речи – это ее подчиненность нормам русского литературного языка.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность речи определяется:

– знанием предмета,

– логикой мышления,

– умением выбирать нужные слова, т.е. употреблять слова в тех значениях, которые они имеют в языке.

Понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничивать использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, иностранные слова).

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые, как правило, понятны всем носителям языка.

Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов.

Уместность речи – это коммуникативное качество, более других ориентированное в целом на ситуацию общения.Выделяют:

уместность ситуативную (в широком смысле), в основе которой – соответствие высказывания ситуации общения в целом;

уместность текстовую (в узком смысле), связанную с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации.

Логичность речи – это ее определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Ошибки, связанные с нарушением этого качества речи, называются алогизмами.

Богатство речи – это показатель степени разнообразия речевых и языковых средств, которые могут быть использованы в той или иной ситуации общения. Богатство языка определяется прежде всего лексическим богатством. Лексика среди других уровней языка обладает наиболее развитой и многослойной структурой.

Выразительность речи – это коммуникативное качество, которое делает речь всегда новой, оригинальной, неповторимой и творческой. Выразительность создается разными уровнями языка. Поэтому выделяют произносительную, акцентологическую, словообразовательную, лексическую, интонационную и стилистическую выразительность. Сделать речь более выразительной помогают изобразительно-выразительные средства языка, которые называют тропами и фигурами.

Тропы – обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. К тропам относятся: аллегория, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, олицетворение, ирония.

Фигуры – стилистические приемы выразительности, использующие те или иные возможности синтаксиса. К фигурам относятся: анафора, эпифора, антитеза, каламбур, градация, оксюморон, эллипсис, риторический вопрос, повтор, парцелляция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: