Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, возглавляя единую систему исполнительной власти. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.
Правительство РФ - коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени.
Состав Правительства РФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом РФ и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.
Согласно ст. 110 Конституции РФ, в состав Правительства РФ входят:
Председатель правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:
- возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и организует его работу;
|
|
- представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
- ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
- подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти о назначении на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.
Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:
- разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- управление федеральной собственностью;
- реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, внешней политики РФ;
- обеспечение законности, прав и свобод граждан;
- охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью; иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
В весьма проблемном свете выглядит вопрос о законности некоторых актов Правительства РФ, которые противоречат вышестоящим источникам права с позиции их юридической субординации, порой нарушают права человека. Одним из достижений демократии в России является усиление и расширение судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Правительство в этом смысле не является исключением. Нормативный правовой акт Правительства может явиться предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который вправе в порядке, установленном ст.125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. “О Конституционном Суде Российской Федерации”, разрешить вопрос о конституционности такого акта (например, акты, нарушающие права водителей на эксплуатацию транспортных средств с правым рулем)[61].
|
|