Все люди обладают памятью. Почему же одну информацию человек запоминает легко и полно, другую же не может удержать в голове? Ответ прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приёмы, если плохо – процесс запоминания прошёл неправильно.
Память является функцией мозга, и, как всякая его функция, может быть развита и поддаётся тренировке. Но, чтобы развить физическую силу, нужно не просто что-то делать, а применять определённые методы и техники, при которых минимальные затраты дадут максимальный результат. В области памяти дело обстоит также. Просто загромождая память и, заставляя её работать как попало, хороших результатов не добиться. Также как гимнастика развивает и укрепляет мускулы, так и выполнение заданий данного раздела будет способствовать совершенствованию вашей памяти.
Ниже приведены тесты и задания для проверки памяти. Далее потренируйте свои способности к визуалиации и познакомьтесь с мнемотехниками.
Тест «ВИЗУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»:
|
|
Выполняется индивидуально. Посмотрите внимательно в течение двух минут на рисунок 2 с изображением 20 различных предметов, затем переверните страницу и запишите названия предметов, которые удалось запомнить.
Рис. 2
Подведение итогов:
Если запомнили до 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя;
16-18 – хорошая; 19-20 – отличная; если запомнили и порядок расположения предметов – исключительная.
Какими приёмами запоминания вы пользовались при выполнении задания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Задание выполняется в парах (участники А и Б).
В течение двух минут рассматривайте интерьер кухни на карточке. При этом участник А старается максимально точно запомнить интерьер, а участник Б должен составить пять вопросов для проверки наблюдательности участника А. Далее задаются вопросы, участник А отвечает на них, а участник Б оценивает ответы по 5-балльной шкале.
Задание 4:
Задание также выполняется в парах (участники А и Б меняются ролями).
В течение двух минут рассматривайте фотопортрет, далее как в задании 2.
Какие трудности возникли при выполнении заданий 2 и 3?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приёмы запоминания вы использовали?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тренинг «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»:
Этот тренинг, позволит сначала развить, а затем конструктивно использовать вашу фантазию, способность к визуализации. Его можно выполнять парами. Один, не торопясь, читает текст, другой визуализирует.
|
|
При выполнении упражнения, сидите прямо, свободно, но не расслабленно. Руки и ноги не перекрещивайте. Глаза, если хотите, можно закрыть и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании.
Вообразите большой белый экран. Представьте на экране любой цветок.
Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белую розу.
Поменяйте белую розу на красную. Если возникли трудности, вообразите, что кисточкой покрасили розу в красный цвет. Мысленно прикоснитесь к розе, ощутите её аромат, прохладу лепестков, уколы шипов.
Уберите розу и представьте на экране комнату, в которой находитесь, всю ее обстановку. Посмотрите на комнату сверху. Если это трудно сделать, то вообразите себя на потолке, смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз. Пусть изображение будет цветным, объемным. Постарайтесь почувствовать фактуру материалов стен, пола, потолка, мебели. Мысленно откройте окно, ощутите движение, температуру и свежесть воздуха. Услышьте звуки улицы…
Очистите экран. Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим. Поменяйте синий фильтр на красный.
Сделайте экран зеленым. Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение. Продуцируемые вами образы в вашей власти, вы вольны вызывать или не вызывать их.
После окончания упражнения ответьте на вопросы:
Насколько яркими были образы?
________________________________________________________________________
Были ли они объёмными подвижными?
________________________________________________________________________
Что было самым трудным при выполнении задания?
________________________________________________________________________
Получили ли вы дополнительную информацию о своём предпочитаемом канале восприятия информации?
________________________________________________________________________
Метод ассоциаций – основной для развития памяти и является частью большинства мнемотехник. Ассоциация – это связь между двумя или более понятиями (предметами, идеями, словами), при которой воспроизведение одного из них влечет появление другого. Например, если вы видите коньки, то вспоминаете о зиме. Если вас спросят, с чем у вас ассоциируется лето, то вы скажете, что с пляжем, отдыхом и т.п.