________________________________________________________________________
Динамичное чтение
Студент получает информацию не только от преподавателя на лекции, но и обязан многое осваивать самостоятельно. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы предполагают работу с информационными источниками, такими как учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и Интернет. Время для освоения большого массива учебной информации зачастую ограничено и не позволяет в полной мере ознакомится с необходимыми источниками, следствием же является снижение качества самостоятельной подготовки.
Но существуют способы усвоениябольших объемов информации:
• Динамичное чтение.
• Оптимизация работы с литературными источниками.
Освоение приемов и методов быстрого чтения, скорость которого превышает скорость традиционного чтения в 3-5 раз, позволяет значительно повысить эффективность информационного труда, обеспечить его профессионализм и творческий характер.
Динамичное чтение - не поверхностное чтение "по диагонали" и не чтение кое-как, а активный созидательный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания.Это – сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами.
Факторы, затрудняющие ускорение чтения
· Отсутствие гибкой стратегии чтения, т.е. все тексты читаются одинаково, без учёта целей, задач и установок.
· Регрессия, т.е. возвращение глаз к одному и тому же участку текста.
· Артикуляция, т.е. проговаривание текста.
· Малое поле зрения, т.е. участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и остановок. Происходитчтениеи восприятие слов, а не смысла.
· Отсутствие внимания, т.е. переключение на посторонние предметы, звуки, мысли, что снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст заново.