Тема 3. Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта возникла одной из древнейших культур человечества. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства про­исходило в IV тыс. до н. э. с появлением на севере и юге реки Нил более 40 городов, стоящих во главе об­ластей, или номов. Во второй половине IV тыс. до н.э. складывают­ся Северное (Ниж­нее) царство и Южное (Верхнее) царство. К началу III тыс. до н. э. образуется единое египетское государство, возникшее в ре­зультате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратив­шуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько боль­ших периодов. Первый из них именуется додинастинеским (IV тыс. до н.- э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация.

Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть следующими царствами:

Древним (III тыс. до н. э.);

Средним (конец III — начало II тыс. до н. э.);

Новым (II тыс. до н. э.).

Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.).

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил:

• его ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства —основы экономики Египта;

• единая ирригационная система способствовала созданию еди­ного, централизованного государства;

• огромные залежи прибрежного камня служили прекрасным строительным материалом;

• необходимость в точном определении сроков разлива Нила сти­мулировала развитие астрономии, математики и других наук;

• долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала возможность спокойно жить и развиваться без больших внешних потрясе­ний, сохраняя самобытность культуры.

Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегре­ческий историк Геродот с полным основанием называл страну "даром Нила".

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религи­озно-мифологических представлений и культов:

§ культ многочисленных богов Египта. Верховными божествами были боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат;

§ культ обожествленного царя — фараона. Проведение установлен­ных богами законов в жизнь, исполнительная власть находи­лась в руках царей. Фараон был одновременно жи­вым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наи­более важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над про­стыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды;

§ культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, кро­кодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, на­возный жук-скарабей.

Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и ското­водство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду отно­сится также начало изготовления папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

Эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) сами египтяне рассматривали как зо­лотой век в истории своей культуры, поскольку в этот период:

• утверждается медный век;

• высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огород­ничество и виноградарство;

• открыто пчеловодство;

• в больших масштабах ведется каменное строительство, вклю­чая монументальные сооружения;

• завершается становление иероглифического письма;

• появляется первый свиток папируса;

• складывается система счета;

• осуществляются первые попытки мумификации.

В эпоху Древнего царства практически оформляется вся слож­ная система культов, а среди многочисленных богов устанав­ливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная куль­тура, в которой формируются специфические каноны искусства, появляется иероглифическое письмо (на папирусе писали знаками-символами с помощью специальных чернил).

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура. Большинство архитектурных построек было связано с за­упокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамей­ку (мастабу). Усложнение мастабы и многократное увели­чение ее размеров по вертикали и горизонтали превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она бы­ла правильным четырехгранником с квадратным основанием и высотой 100 м. Классическими стали пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX - XXVIII века до н. э.). Самая боль­шая из них — пирамида Хуфу (по-гречески — Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн. блоков по 2,5 — Зт, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра. Всего было построено около 80 пирамид.

Арабская пословица гласит: "Все на свете боится времени, а время боится пирамид". Пирамиды стали величайшимим дости­жением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них — пирамида Хуфу счита­ется одним из семи чудес света.

В Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера, покрытая с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифиче­скими надписями, рассказывающими о победе Нармера, пра­вителя Южного Египта, над Северным. Эта знаменитая палет­ка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие "египетского стиля ", заключающегося в особом способе пере­дачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображают­ся в профиль, а плечи и тело — в фас. Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, распространена портретная скульптура, связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведе­ния дают полное представление о особен­ностях египетской скульптуры: все статуи нахо­дятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египет­ской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями явля­ются "Сельский староста", "Писец Каи", статуи-портреты царе­вича Рахотепа и его жены Нофрет и др.

Среднее царство (конец III — начало II тыс. до н. э.) - второй период расцвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ре­меслам добавляется производство стекла.

В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Заупокойный культ об­служивает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспри­нимается не только как бог, но и как конкретный живой чело­век.

Успехи в деле мумификации и бальзамировании были достигну­ты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. Впе­чатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков тек­стов, посвященных решению теоретических и практических во­просов. Геродот справедливо называл египтян учителями геомет­рии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предска­зывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

Архитектура остается ведущим искусством в Среднем царстве, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот пери­од продолжается сооружение пирамид, но их строят не из кам­ня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными. В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство. Храмы украшаются обелисками, внуши­тельными и многочисленными колоннами и роскошным деко­ром. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III, названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был на­стоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.

Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском ху­дожественной литературы. Подлинным шедевром ху­дожественной литературы является «роман» «История Синухета», а в повести "Беседа разочарованного со своей душой" рас­сказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.

Период Нового Царства (II тыс. до н. э.).Древний Египет переживает наивысшего подъема. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий ста­нок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик.

Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строи­тельство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой "Долине ца­рей" египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблю­дается явная гигантомания (например, заупокойный храм с огромными статуя­ми Аменхотепа III — "колоссами Мемнона" или пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с ве­личественными статуями правителя).

Самые известные –это Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при уча­стии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архи­тектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры. В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая клас­сических форм и непревзойденного совершенства. Храмовые рель­ефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украше­ние оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Литература Нового царства становится многожанровой. Главное творение ре­лигиозно-культовой литературы — "Книга мертвых", которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература ("Сказка о двух братьях" и др.) и даже ни­как не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя "песни услаждения сердца".

В период Нового царства Аменхотеп IV предпринимает редкую по смелости попытку про­вести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога Солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на "Эхнатон" ("угод­ный Атону") и стремится возвысить культ царя выше культа самого Бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.
Под его влиянием не менее радикальные изменения происхо­дят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остает­ся прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в до­машней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои ин­дивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.

После смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, сто­лица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились. Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золо­тую маску самого фараона.

В эпоху Позднего времени (I тыс. до н. э.) Египет распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н. э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование. Александр Македоский покорен величием этой страны. На берегу Средиземного моря он закладывает по своему проекту новую столицу своей империи, которая названа в его честь Александрией Египетской. Но это история культуры совершенно другой страны.

Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по на­стоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет "матерью всех цивилизаций".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: