Алалия.
Литература
Логопедия. Раздел «Алалия»
Основная литература
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — Разд. 4.
2. Ковшиков В.А.. Экспрессивная алалия. — Л., 1985.
3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.
4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
Дополнительная литература
1. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6.
2. Нарушение речи у школьников. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. Вып. 1— М., 1969. —; Вып. 2. — М., 1972.
3. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Ред. В.И. Селиверстов и др. — М., 1982.
4. Недоразвитие и утрата речи. / Ред. Л.И. Белякова и др. — М.,1985.
5. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского — М.,1967.
6. Патология речи. / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1971. - С.30-40.
7. Развитие мышления и речи у аномальных детей / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1963. — С. 241-266.
8. Расстройства речи у детей и подростков./Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.,1969. - Гл.7.
|
|
9. Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Л., 1978.
10. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. / Ред. В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. — М., 1981. — С. 50-93.
11. Изучение аномальных школьников. / Ред. А.Д. Виноградова и др. - Л., 1981. - С. 83-115.
12. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения. - Л., 1982.
13. Соботович. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981.
14. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
Логопедия. Раздел «Афазия»
Основная литература
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1975.
2. Бейн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.
3. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1991.
4. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М.,1997,2000.
5. Бурлакова М.К. Логопедическая работа на раннем этапе после инсульта. — М., 2002.
6. Бурлакова М.К. Речь и афазия. — М., 2001.
7. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1996
Дополнительная литература
1. Бейн Э.С. Основные принципы работы по восстановлению речи при афазии у взрослых. Журнал «Дефектология» 1969, №6.
2. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
3. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
4. ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1979.
5. Нейропсихология сегодня. / Под ред. Хомской Е.Д.. – М., 1995.
6. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта. – М., 1972.
7. Сергеева Н.Ф. Особенности восприятия речи при моторной афазии. Журнал «Дефектология» 1972, №4.
8. Столярова Л.Г. Афазия при мозговом инсульте. – М., 1973.
|
|
9. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. Часть 1. под редакцией проф. Л.И. Беляковой, доц. Г.В. Бабиной – М.: Прометей, 2004. – 232с.
10. Хомская ЕД. Нейропсихология. — М., 1987.
11. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.
12. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М., 1995.
13. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
14. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с различными формами афазии. – М., 2000.
15. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. К вопросу о восстановлении речи при «субкортикальной» сенсорной афазии у взрослых. Журнал «Дефектология» 1971, №4.
16. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств». – М., 1972.
Планы практических занятий
Целью практических занятий является:
-проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
-восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.
Практическое занятие № 1-2
Тема: Моторная (экспрессивная) алалия.
Учебные цели и задачи: закрепить у студентов знания о структуре речевого дефекта при алалии, ее причинах и механизмах, уровнях недоразвития речи при алалии.
Основные понятия: алалия, структура дефекта, речевая и неречевая симптоматика, языковые операции, моторные зоны КГМ, афферентация, эфферентация, уровень недоразвития речи.
Основные вопросы занятия:
1. Алалия (распространенность, этиопатогенез).
2. Высшие уровни мозга, причастные к речевой и другим высшим психическим функциям.
3. Зоны головного мозга, ответственные за формирование речевого высказывания.
4. Механизм экспрессивной (моторной) алалии с точки зрения альтернативных концепций: «моторной», «психологической», «языковой».
5. Симптоматика экспрессивной алалии.
6. Характеристика уровней недоразвития речи при алалии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Подготовить конспект статьи Е.М. Мастюковой «Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии» из журнала «Дефектология» (1981 г., №6).
Основная литература:
1. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.
3. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Дополнительная литература:
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962.
5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1958.
6. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии //Дефектология. − 1981. − № 6.
7. Недоразвитие и утрата речи /Ред. Л.И. Белякова и др. − М., 1985.
Практическое занятие № 3
Тема: Обследование ребенка с моторной алалией.
Учебные цели и задачи: закрепить теоретические знания о структуре, содержании и особенностях обследования детей с моторной алалией.
Основные понятия: диагностика, модели обследования, клиническая диагностика, экспресс-диагностика, динамическая диагностика, методические принципы, анамнез, катамнез.
Основные вопросы занятия:
1. Особенности анамнестических данных ребенка с моторной алалией.
2. Методические принципы обследования ребенка с моторной алалией.
3. Организация и содержание обследования ребенка с моторной алалией. Характеристика стимульного материала.
|
|
4. Дифференциальная диагностика моторной алалии.
Основная литература:
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981. − Разд. 4.
2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.
3. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Дополнительная литература
1. Изучение аномальных школьников /Ред. А.Д. Виноградова и др. − Л., 1981.
2. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. − Л., 1982.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить таблицу-схему «Этапы логопедического обследования ребенка с моторной алалией».
Практическое занятие № 4
Тема: Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.
Учебные цели и задачи: закрепить теоретические знания студентов о специфике, этапах и содержании коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.
Основные понятия: комплексная коррекция, принципы логопедического воздействия, знаково-символическая деятельность, индивидуальная и фронтальная работа, предметно-практическая деятельность ребенка, аспекты коммуникации, грамматические обобщения, ситуации общения, эффективность коррекционного общения.
Основные вопросы занятия:
1. Развитие речемыслительной деятельности ребенка с алалией.
2. Методические принципы логопедического воздействия при моторной алалии.
3. Особенности предметно-практической деятельности ребенка с моторной алалией.
4. Характеристика видов речевой работы при моторной алалии.
5. Этапы логопедической работы при моторной алалии.
6. Методы и приемы индивидуальной и фронтальной форм работы при моторной алалии.
|
|
7. Как реализуется комплексный подход при работе с моторным алаликом?
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Подготовить сообщение на одну из тем:
· «Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР при моторной алалии»;
· «Особенности воспитания в семье ребенка с моторной алалией».
Основная литература:
1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Ленинград, 1985.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
3. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. — Л., 1959.
4. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Ред. В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. − М., 1981. − С. 50-93.
5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Дополнительная литература
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. − М., 1981. − Разд. 4.
2. Изучение аномальных школьников /Ред. А.Д. Виноградова и др. − Л., 1981. − С. 83-115.
3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. − М., 1977.
4. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Ред. В.И. Селиверстов и др. − М., 1982.
5. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. − Л., 1982.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. − М., 1999.
Практическое занятие № 5
Тема: Сенсорная алалия. Этиология, механизмы, симптоматика.
Учебные цели и задачи: закрепить теоретические знания студентов об этиопатогенезе сенсорной алалии.
Основные понятия: фонематические нарушения, сенсорная алалия, сенсорно-акустический синдром, акустическое внимание, тональный слух, аудиометрия, акустико-гностический процесс, акустико-мнестический процесс, эхолалия, парафазии, элизии, персеверации, гиперакузия.