Фильтрация на основе расположения задач в структуре плана проекта — самый простой способ сократить число отображаемых строк в таблицах. Структурная фильтрация осуществляется с помощью команды меню Project ► Outline ► Show (Проект ► Структура ► Показать). При этом открывается список уровней вложенности задач (Outline Level (Уровень)) — от 1 до 9 (рисунок 21).
Рисунок 21 - Меню для структурной фильтрации списка задач проекта
Выбрав первый уровень, можно увидеть в таблице только задачи и фазы самого высокого уровня, выбрав второй — фазы и задачи верхнего уровня и их подзадачи. Выбор любого следующего уровня сохраняет видимыми задачи и фазы предыдущего уровня и отображает новые. Для отображения всех фаз и задач плана проекта служит команда меню All Subtasks (Все подзадачи).
Для быстрого обращения к меню уровней вложенности задач можно использовать кнопку Show (Показать) на панели инструментов Formatting (Форматирование). Нажатие на нее (рисунок 22) сразу отображает это меню.
АВТОФИЛЬТР
|
|
Автофильтр — это широко применяемая в продуктах Microsoft методика фильтрации данных в таблицах. После включения режима автофильтра в заголовке каждой из колонок появляются кнопки, с помощью которых осуществляется фильтрация строк в таблице. Нажатием кнопки вызывается раскрывающееся меню, позволяющее определить значение или список значений, которые должна содержать колонка. После выбора такого значения в таблице отображаются только те строки, в которых колонка содержит определенное значение.
Включение автофильтра осуществляется с помощью кнопки AutoFilter (Автофильтр) на панели инструментов Formatting (Форматирование) или с помощью команды меню Project ► Filtered for ► AutoFilter (Проект ► Фильтр ► Автофильтр). Сразу после выбора команды меню или нажатия кнопки панели инструментов в заголовках столбцов отображаются кнопки для фильтрации (рисунок 23).
Для выбора значений, которые должна содержать колонка, нужно щелкнуть на кнопке в ее заголовке, после чего откроется список для определения критерия фильтрации.
Раскрывающийся список критериев фильтрации имеет определенную структуру, первая строка всегда содержит вариант (All) — (Все), во второй строке предлагается (Custom) — (Условие), а последующие строки списка содержат значения, встречающиеся в столбце.
Для ввода таких расширенных критериев фильтрации служит диалоговое окно настройки автофильтра, вызываемое с помощью пункта (Custom) — (Условие) в раскрывающемся списке автофильтра (рисунок 24).
Рисунок 24 – Диалоговое окно настройки автофильтра
В качестве значения условия автофильтра можно задавать не только число, но и значения в других столбцах. Например, если вы хотите отобрать те строки, где фактическая стоимость больше запланированной, то в диалоговом окне настройки автофильтра для поля Actual Cost (Фактические затраты) нужно указать условие «больше», а в качестве значения в квадратных скобках название поля Cost (Затраты): [Cost] ([Затраты]).
|
|
Применение автофильтра ограничивается тем, что его можно использовать только для фильтрации таблиц на основании данных в столбцах, причем не более чем по двум условиям. Фильтры же лишены этих ограничений и могут использоваться для полноценного отбора данных.
Фильтр — это сохраненный набор условий и значений фильтрации, согласно которому происходит отбор информации для отображения в представлении MS Project. Фильтры содержат условия на значения в столбцах, и поэтому (так же, как и таблицы) делятся на два типа: относящиеся к ресурсам и задачам. Соответственно, применить фильтр можно только к таблице одного типа с ним.
MS Project содержит набор предопределенных фильтров, которые позволяют быстро отбирать из таблиц наиболее необходимые данные. Список этих фильтров с описанием каждого из них можно просмотреть с помощью ссылки Доступные фильтры на странице Полезные страницы справки MS Project в индексном файле.
Работа с фильтрами осуществляется через подменю Project ► Filtered for: (Проект ► Фильтр). В пункте Filtered for: (Фильтр) (рисунок 25) указано название выбранного в данный момент фильтра, а при наведении на него курсора открывается подменю со списком фильтров, которые можно использовать для текущей таблицы. В подменю отображается неполный список фильтров. Полный список фильтров можно получить, щелкнув на пункте More Filters (Другие фильтры).
Рисунок 25 - Меню для работы с фильтрами
Помимо меню для быстрого доступа к полному списку фильтров можно воспользоваться панелью форматирования (рисунок 26).
Рисунок 26 - Доступ к фильтрам через панель форматирования
Фильтрация может выполняться и в другом режиме, когда строки таблицы, удовлетворяющие критериям, выделяются цветом, а остальные продолжают отображаться. Для того чтобы выделить цветом соответствующие условиям фильтра строки, нужно выбрать команду меню Project ► Filtered for ► More Filters (Проект ► Фильтр ► Другие фильтры), а затем в открывшемся диалоговом окне со списком всех фильтров (рисунок 27) выбрать нужный фильтр и нажать кнопку Highlight (Выделить). Переключатели вверху диалогового окна позволяют переключаться между списками фильтров разных типов.
Выбранный в списке фильтр можно отредактировать, а также скопировать и создать на его основе новый фильтр, нажав соответствующую кнопку диалогового окна. Нельзя изменить лишь три фильтра: All Tasks/All Resources (Все задачи/Все ресурсы) и Using Resource (Использование ресурса).
СОЗДАНИЕ ФИЛЬТРА
Для создания собственного фильтра следует в диалоговом окне More Filters (Другие фильтры) выбрать тип фильтра и нажать кнопку New (Создать).
В поле Name (Имя) вводится название фильтра. Флажок Show in menu (Показывать в меню) определяет, будет ли название фильтра включено в список, отображаемый в подменю Project ► Filtered for: (Проект ► Фильтр).
В центре диалогового окна находится раздел Filter (Фильтр), в котором определяется критерий отбора данных. Поскольку критерий может состоять из нескольких условий, для их ввода предназначена таблица, состоящая из нескольких столбцов. Каждая строка таблицы соответствует условию.
Первый столбец, And/Or (И/Или), определяет связь условий внутри критерия: должны ли строки, отбираемые фильтром, соответствовать всем условиям (И) или же достаточно соответствия только некоторым (Или). При наличии в таблице единственного условия заполнять это поле не нужно.
|
|
Во втором столбце, Field Name (Имя поля), определяется, на основании какого поля будет осуществляться фильтрация. Название поля выбирается из списка, в котором представлены все названия полей из «внутренней» таблицы соответствующего типа.
Третий столбец, Test (Проверка), содержит логическое условие, например «равно». Условие выбирается из списка, причем этот список может содержать разный набор условий в зависимости от типа данных в поле Field Name (Имя поля).
И последний столбец, Value(s) (Значения), определяет, с каким значением при проверке условия сравниваются данные из столбца Field Name (Имя поля). В качестве значений могут выступать как произвольные величины, вводимые вручную, так и значения других столбцов таблицы.
Рисунок 28 - Диалоговое окно редактирования свойств фильтра
Чтобы вставить строку в таблице между существующими строками, нужно установить курсор на ту строку, над которой необходимо вставить новую, и нажать
Флажок Show related summary rows (Показывать связанные суммарные строки) определяет, будут ли при фильтрации отображаться только задачи, соответствующие условиям (в таком случае не прослеживается структура плана проекта), или же вместе с задачами будут отображаться и названия фаз, в которые эти задачи включены.
Фильтр, как и таблицу, можно создать на основе существующего фильтра. Для этого нужно выбрать команду меню Project ► Filtered for ► More Filters (Проект ► Фильтр ► Другие фильтры) и выделить в списке исходный фильтр, а затем нажать кнопку Сору (Копировать). Новый фильтр можно отредактировать с помощью уже известных приемов и сохранить, нажав кнопку ОК.
ГРУППИРОВКА
Задачи при составлении плана проекта группируются внутри фаз, к которым они относятся, ресурсы же не сгруппированы никак и представлены просто в виде списка. Очень часто в процессе работы требуется сгруппировать задачи или ресурсы иным способом. Для этого и предназначены команды группировки.
Набор настроек параметров группировки называется группой. Работа с командами группировки осуществляется через подменю Project ► Group by: (Проект ► Группировка). В нем (рисунок 31) приводится список групп, доступных для открытой в представлении таблицы, и содержатся дополнительные команды для работы с полным списком групп MS Project.
|
|
Рисунок 31 - Меню для работы с командами группировки
Алгоритм группировки работает довольно просто. Сначала отбираются все возможные значения в столбце, по которому осуществляется группировка. Затем на основании того, какое значение строка имеет в этом столбце, она присоединяется к той или иной группе. Группы отделяются друг от друга строками, выделенными цветом, и в этих строках указывается значение выбранного столбца для данной группы, в нашем случае это Yes (Да) или No (Нет).
После включения группировки название выбранной группы отображается в подменю Project ► Group by: (Проект ► Группировка). Например, в нашем случае пункт Group by: (Группировка) примет вид Group by: Critical (Группировка: Критические задачи). Для отключения группировки в подменю Project ► Group by: (Проект ► Группировка) нужно выбрать пункт No Group (Нет группы).
Группировать данные можно как с помощью предопределенных групп, так и произвольно, самостоятельно выбирая параметры группировки. Для этого существует диалоговое окно Customize Group By (Настройка группировки), вызываемое с помощью соответствующего пункта (рисунок 31) в подменю Project ► Group by: (Проект ► Группировка). Это диалоговое окно (рисунок 32) позволяет задать собственные параметры группировки (если в момент вызова диалогового окна был выбран пункт No Group (Нет группы)) либо отредактировать параметры группы, выбранной в момент его вызова.
Рисунок 32 – Диалоговое окно настройки параметров группировки
Основной элемент этого диалогового окна — таблица в верхней части, определяющая поля, по которым будет проводиться группировка. В столбце Field Name (Имя поля) указывается имя поля, по которому будет осуществляться группировка, а в столбце Order (Порядок) — как будут расположены группы: по возрастанию значений (Ascending) или по убыванию (Descending).
Поле Field Type (Тип поля) заполняется автоматически и его значение несет информацию о том, к ресурсу (Resource) или задаче (Task) относится поле. Это сделано для того, чтобы различать поля с одинаковыми именами из разных «внутренних» таблиц.
В MS Project возможно осуществлять вложенную группировку, когда внутри одной группы может быть несколько других. В этом случае при задании полей группировки поля, расположенные в таблице выше, будут соответствовать группам верхнего уровня, содержащим группы, созданные на основе расположенных ниже в таблице полей.
В некоторых представлениях, в таблице вместе с задачами отображаются назначения, то есть указываются назначенные на исполнение задачи сотрудники. В таких таблицах данные по умолчанию группируются по задачам, но можно группировать и по назначениям. Для этого нужно установить флажок Group assignments, not tasks (Группировать назначения, а не задачи).
Для группировки с использованием интервалов вернитесь в диалоговое окно настройки параметров группировки через подменю Project ► Group by: ► Customize Group By (Проект ► Группировка ► Настройка группировки). Поля диалогового окна будут заполнены в соответствии с текущими параметрами группировки (рисунок 32). Нажмите кнопку Define Group Intervals (Определить интервалы группировки), после чего откроется диалоговое окно определения интервала группировки (рисунок 33).
В первой строке диалогового окна указывается имя поля, для которого определяется интервал. Это сделано потому, что для разных групп (в том числе вложенных) может быть задан разный интервал.
С помощью раскрывающегося списка Group on (Группировать по) можно выбрать, будут ли использованы для группировки все значения из столбца группировки или они будут объединены в интервалы. По умолчанию выбран пункт Each Value (По каждому значению), что соответствует группировке без интервалов. Для включения группировки с интервалами нужно выбрать в этом списке любой другой пункт.
Рисунок 33 - Диалоговое окно определения интервала группировки
Другие пункты этого списка служат для выбора единицы измерения интервала. Поскольку длительность определяется временем, то единицами измерения могут служить минуты, часы, дни, недели и месяцы. Счетчик Start at (Начиная с) определяет, с какого значения начинается отсчет интервалов. Поскольку задачи с длительностью в 0 дней являются вехами (Milestones), то их стоит собрать в отдельной группе. Соответственно, начните отсчет интервалов с 1 дня.
В счетчике (Интервал группировки) указывается значение интервала. Укажите здесь 5, как было запланировано. Нажмите кнопку ОК и, вернувшись в диалоговое окно определения параметров группировки, снова нажмите кнопку ОК. Теперь таблица сгруппирована по-новому.
Создайте вложенные группы, например внутри групп задач с разными длительностями создайте группы задач с разными стоимостями.
Для этого вернитесь в диалоговое окно настройки параметров группировки через подменю Project ► Group by: ► Customize Group By (Проект ► Группировка ► Настройка группировки). В таблицу с полями сортировки добавьте поле Cost (Затраты) и сразу определите интервал для этих групп, например, в 100 р (рисунок 34).
Рисунок 34 - Создание интервала для поля Затраты
Обратите внимание, что для числового поля в списке Group on (Группировать по) не надо выбирать единицу измерения.
Группы должны быть выделены на экране цветом, причем цвет заголовка вложенной группы должен отличаться от цвета заголовка группы верхнего уровня. MS Project автоматически подбирает цвета при создании новой группы, и они отображаются при выделении столбца группировки в таблице. Когда курсор стоит на соответствующей строке, поля настройки шрифта, цвета и узора для группы приобретают соответствующие значения.
Если стандартные параметры оформления не подходят, их можно отредактировать. Для изменения шрифта заголовка группы служит кнопка Font (Шрифт), цвет фона и узор определяются параметрами в раскрывающихся списках. После завершения настройки параметров нажмите кнопку ОК и вернитесь в таблицу.
Теперь группы задач с определенной длительностью разбиты на подгруппы с определенным диапазоном стоимости.
СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ГРУПП
Самый простой путь создать собственную группу для последующего использования — сохранить параметры группировки, настроенные описанным в предыдущем разделе способом.
Для сохранения группы на основе настроенных параметров нужно открыть диалоговое окно настройки параметров группировки с помощью команды меню (Проект ► Группировка ► Настройка группировки), а затем нажать в нем кнопку Save (Сохранить). В открывшемся окне (рисунок 35) нужно указать название новой группы и определить, будет ли оно отображаться в подменю: (Проект ► Группировка), установив или сбросив флажок Show in menu (Показывать в меню).После того как будет нажата кнопка 0К, группа будет сохранена и данные в таблице можно будет группировать в соответствии с настройками ее параметров.
Для создания группы на основе существующей нужно выбрать команду меню: (Проект ► Группировка), затем перейти в режим настройки параметров группировки с помощью команды меню Project ► Group by: ► Customize Group By (Проект ► Группировка ► Настройка группировки) и далее сохранить изменения.
Для редактирования группы нужно открыть диалоговое окно со списком всех групп (рисунок 36) командой Project ► Group by: ► More Groups (Проект ► Группировка ► Другие группы), выбрать нужную группу и нажать кнопку Edit (Изменить).
Рисунок 36 – Диалоговое окно со списком групп
После этого откроется диалоговое окно определения параметров группы (рисунок 37), представляющее собой расширенную версию окна определения параметров группировки.
Рисунок 37 - Диалоговое окно определения параметров группы
Диалоговое окно редактирования свойств группы отличается наличием поля для редактирования названия группы (Name) и флажка Show in menu (Показывать в меню), определяющего, будет ли группа отображаться в подменю Project ► Group by: (Проект ► Группировка).
Все рассмотренные методы отбора и упорядочивания данных в таблицах MS Project можно сочетать друг с другом. Например, можно одновременно применить фильтр и группировку — в таком случае в группы будут включены только данные, соответствующие фильтру.
Применение сортировки вместе с группировкой возможно, но сортировка может изменить только порядок строк внутри групп (порядок сортировки групп определяется в параметрах группировки). Команды сортировки, группировки и фильтрации составляют мощный механизм, позволяющий отбирать наиболее нужную информацию и представлять ее в удобном виде.
ДИАГРАММА ГАНТА
Диаграммы являются графическим средством отображения содержащейся в проектном файле информации. Диаграмма Ганта — это один из наиболее популярных способов графического представления плана проекта, применяемый во многих программах управления проектами.
Диаграмма Ганта названа в честь Генри Ганта (1861-1919), соратника «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора (1856-1915). Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач, или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте. Диаграмма Ганта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.
Все элементы диаграммы Ганта MS Project являются настраиваемыми отрезками, каждый из которых может состоять из трех элементов: точки начала, точки окончания и промежуточной части (при этом любой из элементов может отсутствовать). При стандартной настройке отрезки, обозначающие фазы, содержат все три элемента. Отрезки, обозначающие задачи, состоят только из промежуточной части, а завершающие задачи – только из начальной точки.
Рисунок 1 – Основные элементы диаграммы Ганта
В MS Project диаграмма Ганта (Gantt Chart) является основным средством визуализации плана проекта. Эта диаграмма представляет собой график, на котором по горизонтали размещена шкала времени, а по вертикали расположен список задач. При этом длина отрезков, обозначающих задачи, пропорциональна длительности задач. При наведении мыши на любой элемент диаграммы отображается всплывающая подсказка.
Рисунок 2 – Диаграмма Ганта в MS Project
На диаграмме Ганта рядом с отрезками может отображаться дополнительная информация. Ее состав определяется настройками диаграммы, и в MS Project входят несколько заранее настроенных версий диаграммы Ганта, на которых рядом с отрезками отображается различная информация.
Может получиться так, что вам понадобится изменить стандартную диаграмму Ганта или ее версию. В этом случае нужно воспользоваться возможностями форматирования диаграммы.