1. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо, — это:
а) понятие в) умозаключение
б) суждение г) теория
2. Понятие есть:
а) форма мышления в) мыслительная операция
б) вид мышления г) уровень мышления
3. Понятие «умозаключение» соотносится с понятием «форма мышления» как:
а) часть—целое
б) род—вид
в) причина—следствие
г) между ними функциональные отношения
4. Понятие относится к суждению, как воспоминание к:
а) узнаванию в) понятию
б) пониманию г) умозаключению
5. Мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной, определяется как:
а) понятие в) умозаключение
б) суждение г) объяснение
6. Наиболее развитая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, — это:
а) доказательство
б) объяснение
в) гипотеза
г) теория
7. Знания о фактах относятся к знаниям о методах познания, как узнавание к: а) воспоминанию в) пониманию
б) знаниям о теориях г) понятиям и терминам
8. Четыре понятия из следующих пяти слов — узнавание, понимание, понятие, оценивание, воспроизведение — можно объединить в одну группу. Лишним является:
а) узнавание в) понятие
6) понимание г) оценивание
9. Способность выделить все признаки понятия и их связи друг с другом характеризуется как:
а) гибкость знаний в) осознанность знаний
б) конкретность и обобщенность знаний г) полнота знаний
10. Умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описания явлений, законов, проявляется как:
а) глубина знаний в) системность знаний
б) гибкость знаний г) осознанность
11. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
а) навык в) операция
б) умение г) деятельность
12. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
а) осмысление в) автоматизация
б) осознание г) высокая автоматизация
13. Научение знаниям и научение навыкам соотносятся как:
а) рядоположенные в) род—вид
б) часть—целое г) противоположности
14. Проблемы механизмов и этапов овладения понятиями в отечественной психологии изучал (и):
а) Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк в) Д. Б. Эльконин
б) И. И. Ильясов г) Л. Б. Ительсон
15. Способность ответить на вопросы: «Как называется показанный четырехугольник?», «Чему равна площадь этого четырехугольника?» характеризует такой этап усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), как:
а) понимание
б) репродуктивное узнавание
в) продуктивное алгоритмическое действие
г) продуктивное творческое действие
16. Задание на выявление учащимся сходств и различий ромба и квадрата направлено на установление уровня усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), который можно определить как:
а) понимание
б) репродуктивное узнавание
в) продуктивное алгоритмическое действие
г) продуктивное творческое действие
17. Вопросы усвоения учебного материала русского языка и литературы рассматривали:
а) Н.А. Менчинская
б) Д.Н. Богоявленский, Л. И. Божович
в) Н.А. Рыбников, Л. М. Шварц
г) Т. Г. Егоров, Д.Б. Эльконин
18. Чтение, работа с книгой, конспектирование относятся к такой группе общеучебных умений и навыков, как:
а) планирование учебной деятельности
б) организация своей учебной деятельности
в) восприятие информации
г) оценка и осмысление своих действий
19. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
а) импринтинге в) оперантном научении
б) условно-рефлекторном научении г) вербальном научении
20. Накопление опыта человеком происходит через прямое наблюдение за поведением других людей при:
а) условно-рефлекторном научении в) вербальном научении
б) оперантном научении г) викарном научении
21. В основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта лежит учебно-интеллектуальный механизм:
а) формирования ассоциаций в) различения и обобщения
б) подражания г) инсайта (догадки)
22. В качестве основы для формирования главным образом умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
а) формирование ассоциаций в) различение и обобщение
б) подражание г) инсайт (догадка)
23. Закон формирования навыка, согласно которому для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить, называется:
а) законом изменения скорости
б) законом переноса навыка
в) законом плато в развитии навыка
г) законом эффекта
24. Этап формирования навыка, при котором постепенно снижаются концентрация внимания и воля, а движения становятся все рациональнее, называется:
а) осмыслением навыка в) осознанием навыка
б) высокой автоматизацией навыка г) автоматизацией навыка
25. Чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь. Согласно бихевиористской теории, это выражает суть:
а) закона эффекта
б) закона упражняемости
в) закона готовности
г) закона плато в формировании навыка
26. Зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта, согласно бихевиоризму, называется:
а) законом эффекта
б) законом упражняемости
в) законом готовности
г) законом плато в формировании навыка
Личность как субъект воспитания