1.3-й уровень недоразвития речи. Задачи и содержание логопедической работы.
III уровень речевого развития - обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма. В устной речи - отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи.
Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признакам. В реч запасе больше всего сущ и глаголов. Прилагательные — преимущественно качественные (сладкий, теплый,..) Исп простые предлоги, но есть ошибки.
Ошибки в словоизменении.
смешение окончаний нек сущ муж и жен рода
замена окончаний сущ ср рода окончанием жен рода
склонение сущ сред рода как существительных жен рода
ошибочные ударения в слове
|
|
неразличение вида глаголов
неправильное согласование сущ и прилаг.
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), стараются «обходить» трудные для них слова и выражения.
трудности при самостоятельном составлении предложений, встречаются аграмматичные - из-за ошибок в согласовании и управлении.
По сравн с 1 и 2 ур-нями - рост словарного запаса,
---Лексич ошибки:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (донышко - «чайник»);
б)подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует».);
в)замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей -
«птичка»);
г)взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -
«большой», короткий - «маленький»).
---ошибки в словообразовании: («столёнок» - столик).
---ошибки грам оформления речи:
а) неправильное согласование прилагательных с сущ в роде, числе, падеже (Книги лежат на большими (большие)
столах);
б) неправильное согласование числительных с существительными (двух карандаши);
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание (Мяч упал из полки);
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного
числа (много деревов).
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительноотстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих, Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смягчения).
Основные направления логопедической работы:
|
|
продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
2.Комплексный подход в коррекционной работе при алалии.
Один из основных принципов диагностики аномал.развития, требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка(интеллект, поведение, эмоции; сост-е слуха, зрения, двигательной сферы, неврологический статус, история развития ребенка.
В обследовании участвуют разн.специалисты:
1. врачи(психоневролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед)
2.параклиницисты(нейрофизиолог, аудиолог)
3.люди педагогических специальностей(педагог-дефектолог, логопед, психолог)
Левина
-принцип анализа и коррекции
1.Принцип развития(видеть ребенка не только сейчас, но и что он представлял и представляет прошлом и будущем)
2.Принцип системности.Речь-это система, язык это система. Работа ведется над системой.
3.Связь речи с другими псих процессами(памятью, мышление…)Они взаимодействуют.
-раннее распознание и дифференциальная диагностика
-учет вторичных проявлений в структуре дефекта
-учет личностных особенностей
-опора на все анализаторы
-активация речи параллельно со стимуляцией псих.процессов