Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, конфликты и реформы. Социальный процесс как форма социальных изменений. Социальные движения. Содержание понятия “мировая система”. Глобализация как процесс. Характеристика основных процессов глобализации в мире. Модернизация. Место России в мировом сообществе.
Раздел 5. Специальные социологические теории
Тема 13. Экономическая социология.
Экономическая социология как раздел социологии. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. Предпринимательство как процесс “осуществления организационной инновации в целях извлечения прибыли” (Шумпетер). Черты современного предпринимателя. Социальная база предпринимательства. Собственность как социальный институт. Труд, отношение к труду, мотивы и стимулы. Трудовая дисциплина. Рынок труда и безработица. Проблемы занятости.
Тема 14. Социология семьи
Семья как малая группа и социальный институт. Предмет и задачи социологии семьи. Семья и общество. Социальные проблемы современной семьи (разводов, неполных семей, одиночества, незарегистрированных брачных союзов и т.п.). Содержание и принципы семейной политики.
|
|
Тема 15. Социология молодежи
Молодежь как особая социально-демографическая группа, характеризуемая возрастом, ступенью развития личности, определенным социальным статусом. Молодежная субкультура, ее трактовка, специфические черты и место в культуре общества. Социальные проблемы молодежи.
Тема 16. Социология общественного мнения
Общественное мнение как социальный институт. Природа общественного мнения. Функции и черты общественного мнения (оценочный характер суждений, политизированность, степень общности, дифференцированность, волевой потенциал, эмоциональность, распространенность, интенсивность, компетентность, стабильность). Изучение и формирование общественного мнения. Структура, закономерности и механизмы функционирования и формирования общественного мнения как предмет социологического изучения. Объект и субъекты общественного мнения. Задачи и проблемы изучения общественного мнения. Каналы, принципы, методы, этапы формирования общественного мнения.
Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.