На основе изучения опубликованных исторических материалов, а также результатов работы с информаторами, автор приходит к выводу, что история взаимоотношений титульной национальности и русских в республике с самого начала, со времени появления русских на данной тeppитории, носила своеобразный и неоднозначный характер. Развитие межэтнических отношений в Туве можно условно разбить на три периода.
Первый период - к. XIX в. - 20-е годы нашего столетия - время, характеризующееся нестабильной межэтнической ситуацией, выразившейся в частых противоречиях между тувинцами и русскими переселенцами, доходивших иногда до открыть столкновений. По свидетельству письменных источников и русских чиновников, наиболее частыми были споры из-за земли, которую русские переселенцы покупали у рядовых или богатых тувинцев (28), из-за взаимного воровства скота, из-за недоразумений, когда разбогатевшие русские колонисты сдавали сотни голов скота на выпас разоренным тувинцам (29). Так, например, массовый угон скота у нетувинцев, сначала у китайцев, а затемд русских, был одной из форм этносоциального протеста тувинцев против пришельцев.
|
|
Русско-тувинские противоречия приняли острый характер в Туве в связи с расширившимся на рубеже веков проникновением русского капитала, вступившего в конкурентную борьбу с китайским капиталом. В народных волнениях тувинцев 70-80-х г.г. XIX в., направленных против китайской администрации, имели место и антирусские выступления, в том числе массовые нападения на русских купцов (30).
Наиболее острую форму межэтнические противоречия между тувинцами и русскими колонистами стали приобретать после того, как царское правительство приступило к освоению Тувы, создав для этого в 1913 г. специальное переселенческое управление, учредив должность и канцелярию заведующего устройством русских поселений в Урянхайском крае. Первый заведующий устройством русских поселений в Туве, В.Габаев, объявил все земли, занятые переселенцами, собственностью русских. Он натравливал на тувинцев кулацкие и уголовные элементы, поощряя их беззаконные действия. Тувинцы отвечали на эти действия потравой хлебов и сенокосов, угоном скота у русских. Скотокрадство стало одной из форм борьбы тувинцев, особенно против русского кулачества. В этот период противоречия между русскими и тувинцами получили исключительно острый характер. Они выливались в угрозы тувинцев силой прогнать русских (31). И, как сказано в «Истории Тувы», «спекулируя на подлинных интересах трудящихся аратов, искусственно подогревая националистические настроения, представители тувинских феодалов стремились вызвать у аратов ненависть ко всему русскому. Феодалы подбивали их на столкновение с русскими новоселами, иногда даже на вооруженные набеги на русские поселения» (32).
|
|
О широком масштабе этих споров позволяет судить тот факт, когда, например, весной 1915 г. заведующему устройством русского населения в Урянхае пришлось разрешить 259 спорных случаев, как правило, в пользу русских переселенцев и, соответственно, в ущерб местному тувинскому населению, которое в результате интенсивно обезземеливалось (33).
В фондах государственного архива Республики Тыва, а также в фондах архивов других регионов Сибири хранятся документы, свидетельствующие о столкновениях в этот период между тувинцами и переселенцами. В своей фундаментальной работе «Социально-экономическая история Тувы. XIX - начало XX в.в.» В.И.Дулов, анализируя ряд таких дел, полученных им в государственном архиве Новосибирской области, приходит к выводу, что в вынесенных приговорах не обнаруживается фактов ущемления интересов переселенцев. Для наглядности приведем два примера. Так, например, в октябре 1915 г. старший поселка В.Никольское подал председателю смешанного русско-тувинского суда заявление о том, что летом 1914 г. табуны мелкого тувинского чиновника Пау портили хлеб у крестьян, в результате чего крестьяне потеряли 170 пудов пшеницы. По решению суда Пау должен был внести соответствующую сумму за потраву хлеба (34). Другой случай: тувинец Норба Кунду жалуется на то, что крупный кулак и ростовщик Горчаков захватил у него и выкосил покосы. Как видно из дела, русская администрация нашла жалобу обоснованной и потребовала от Горчакова справедливого вознаграждения Норбы, но тот отказался подчиниться распоряжениям русских властей, ссылаясь на то, что он приобрел эту землю без помощи русских властей. Неизвестно, чем закончилось это дело, вероятнее всего, русский кулак так и не понес наказания, и администрация ничего не сделала для того, чтобы заставить его подчиниться (35).
Вместе с тем, в этот период история русско-тувинских взаимоотношений не помнит сколько-нибудь масштабных, с привлечением широкого круга людей, «выяснения отношений» на почве этнической идентичности. Если конфликты и имели место, то они носили скорее хозяйственно-экономический, чем этнокультурный характер. Хотя, учитывая, что в данном случае «линия разлома» проходила все-таки по этническим границам, на наш взгляд, их в полной мере следует отнести к разряду межэтнических конфликтов и напряжений. В этой связи стоит заметить, что в оценке отдельных аспектов истории межэтнических отношений в Туве существуют не всегда совпадающие точки зрения, особенно между официальным и общественным мнениями. К примеру, если в «Истории Тувы» мы читаем, что «...Хайдып (правитель Даа-хошуна), руководствуясь интересами группы ростовщиков из тувинцев, пытался силой изгнать русских купцов из Тувы. Эта группа баев всеми мерами стремилась возбудить среди аратов вражду вообще против русских людей, культивируя тем самым местный национализм» (36), то в своих воспоминаниях ветеран труда А.Дугержаа, опубликованных недавно в центральной республиканской газете «Тувинская правда», пишет: «Мой дед Монгуш Сайын-Хоо многие годы служил князьям в качестве посыльного, и он рассказывал мне, что князь Хайдып часто внушал своим чиновникам, что у русского человека простая и добрая душа, он тебя никогда не оставит в беде: будешь тонуть - русский человек спасет тебя или умрет, спасая тебя» (37).
Второй период - со времени образования ТНР, включая годы ее суверенного существования (1921-1944), до второй половины 80-х годов - период «крепнущей дружбы народов», социального и экономического развития, активного взаимопроникновения культур. Здесь в доступных архивных материалах, а также в исторической литературе фактически не зафиксировано ни одного случая межэтнического противостояния. Имевшиеся в это время проблемы в межличностном бытовом общении, носили, как правило, латентный характер и проявлялись в отдельных случаях лишь на уровне психологического восприятия. Данный факт отмечается и в работах, посвященных исследованию межнациональных отношений в Туве в 90-е годы. К примеру, в своей статье, посвященной анализу зтнополитической ситуации в республике, Н.П.Москаленко вполне обоснованно констатирует, что «до последних лет «перестройки» здесь (в Туве - З.А.) не было каких-либо серьезных конфликтов на национальной почве между русскими и тувинцами. Однако в конце 80-х годов межнациональные отношения начали обостряться (38). Вместе с тем, не следует забывать, что период так называемого тоталитаризма, кроме всего прочего, характерен и тем, что люди зачастую боялись открыто выражать свое мнение, истинные чувства, т.е. в некоторой степени под негласным запретом было не только освещение исследователями той или иной реальной межэтнической ситуации, но и критика, негативная оценка межэтнических отношений и, тем более, проявление и демонстрация недоброжелательных чувств по отношению к другой этнической группе. По этой причине, на наш взгляд, было бы неверно оценивать межэтническое взаимодействие в этот период как однозначно «безоблачное». Иначе говоря, этнические проблемы были уже в это время, но в силу названных причин представляется достаточно сложным аргументированно отразить истинное положение дел в этой сфере на тот период.
|
|
В какой-то мере на общую ситуацию межэтнических отношений отложили свой отпечаток политические репрессии конца 40-х - начала 50-х годов. В тех случаях, когда в числе ведущих то или иное дело оказывались русские, а в числе подследственных тувинцы или наоборот, это, естественно, так или иначе, вносило в межэтнические контакты некоторую напряженность. Вместе с тем, исходя из наших данных, полученных не только из бесед с самими репрессированными, с очевидцами тех событий, но и с представителями специальных органов, занимающихся сегодня делами репрессированных, можно констатировать, что в годы политических репрессий в Туве не фигурируют дела, связанные непосредственно с национальным вопросом. И, на наш взгляд, ошибочна точка зрения некоторых ученых (правда, выражающих ее пока только в устной форме), относящих известное так называемое «Сут-Хольское дело» 1951-1952 г.г. к разряду межэтнических конфликтов. Приведем по этому поводу мнение бывшего председателя республиканской комиссии по реабилитации репрессированных лиц
Ч.-Д.Б.Ондара: «Сут-Хольский вопрос я досконально изучил, причем занимался реабилитацией всех участников Сут-Хольского события. Там совершенно никаких межнациональных проблем не было. Это было связано только с политическими репрессиями». Напомним, что по этому делу в результате доноса своего же односельчанина-тувинца были арестованы и приговорены к расстрелу около десяти тувинцев по причине, что якобы те негативно отзывались о целесообразности проводимой коллективизации в Туве. Добавим, следователь, занимавшийся этим расследованием, был русским. Возможно, позже именно этот факт среди отдельных групп населения послужил основанием для интерпретации данного дела как межэтнического. Отметим также, что в данном случае, по-видимому, в какой-то мере сказалось и то, что среди местного населения идеи коллективизации воспринимались как идущие от русских.
|
|
Научная литература, посвященная освещению различных сторон жизнедеятельности тувинского общества этого периода, также не содержит какой-либо информации о существующих проблемах в сфере межэтнического взаимодействия. Наоборот, она насыщена материалом, свидетельствующим об отсутствии этнических конфликтов и напряжений. Сказанное касается не только монументальной двухтомной «Истории Тувы», опубликованной более тридцати лет назад (1964 г.], но и более поздних коллективных работ, таких как «Очерки социального развития Тувинской АССР» (1983 г.), «Молодежь Тувы: социальный портрет» (1988 г.), а также монографий известных историков-тувиноведов, в числе которых, для примера, назовем работу Ю.Л.Аранчина «Исторический путь тувинского народа» (1982 г.), монографию Н.А.Сердобова «История формирования тувинской нации» (1971 г.), книгу Л.В.Гребнева и В.Ч.Очура «Рабочий класс Тувы» (1971 г.), работу В.М. Иезуитова «От Тувы феодальной к Туве социалистической» (1956 г.) и т.д. (39).
Третий - с к. 80-х годов по настоящие дни - период, по времени совпавший с началом «пробуждения» национального самосознания народов, отмечен не только конфликтом 1990 г., но и, как показали материалы наших этносоциологических опросов, достаточно устоявшейся напряженностью в отношениях между живущими в республике основными этническими группами. Как показал опыт, в отдельные периоды, несмотря на комплексный характер причин, вызывающих напряженность, действие их неравномерно: если ослабевают одни, то усиливаются другие.
1990-1992 г.г., названные всеми наблюдателями как период резкого обострения в Туве межнациональных отношений, отмечены рядом фактов межэтнического противостояния, последствия которых не устранены до настоящего времени. На этом же отрезке времени произошли события, которые можно отнести к разряду коллективных травм. Нельзя не отметить, что этому процессу, правда, по мнению в основном русскоязычных жителей республики, способствовали некоторые стороны деятельности возникшего в то время Народного фронта «Хостуг Тыва».
Имеющаяся межэтническая напряженность по своей сути имела социально-экономическую природу и была связана с процессами перераспределения общественных благ между различными этническими группами населения. В этом проявился в целом распределительный характер регулирования государством социальной сферы. Достаточно вспомнить, например, порядок получения квартир, мест в детских садах, даже процедура вступления в КПСС содержала элемент лимитированности. По ряду объективных причин, русскоязычное население республики было более полно обеспечено в материально-бытовом плане и до определенного момента это ни у кого не вызывало недовольства. «Бомба взорвалась» в ходе первых открытых выборов 1989-1990 гг., когда часть кандидатов активно использовала социальное неравенство, придав ему национальную окраску, для собственных целей. Напряженность приобрела республиканский размах и ее последствия продолжают сказываться, внося в межнациональные отношения постоянно действующий раздражитель.
На общем фоне явственно проявившейся межнациональной напряженности летом 1990 г. произошли открытые межэтнические столкновения в нескольких национально-смешанных районах республики. Поводом для конфликта послужила начавшаяся во Дворце культуры драка между русской и тувинской молодежью в п.г.т. Хову-Аксы Тандинского района, позже перенесенная на улицы поселка и вылившаяся в конечном итоге в погромы и поджоги нескольких домов русских. К сожалению, не обошлось без пострадавших. Слух об этом событии моментально распространился по всей республике, вызвав подобные столкновения, главным образом между молодежью, и в других местах.
Однако было бы слишком упрощенно объяснять инцидент только хулиганскими действиями молодых людей. В данном случае мы наблюдаем конкретный пример перерастания межэтнической напряженности в открытый конфликт, когда не решаются или долгое время продолжают оставаться нерешенными накопившиеся на этой стадии проблемы Основными факторами данного межэтнического конфликта были все те же социальные вопросы. В частности, в этом промышленном поселке традиционно практически все трудоспособное население работало на комбинате «Тувакобальт». Среди проживающих в поселке тувинцы составляли 37,7%, русские - 56,8%, другие национальности - 5,5%. При этом (впрочем, во многом по объективным причинам) сложилось так, что ИТР, не говоря уже о руководящих должностях, состоял в основном из русских, а тувинцы на комбинате по большей части были заняты неквалифицированным трудом. По этой причине существенна была и разница в оплате труда. Кроме того, поскольку специалисты, работающие на комбинате, обеспечивались благоустроенным жильем, в итоге русские по сравнению с тувинцами имели гораздо лучшие жилищные условия. Все это жители поселка открыто высказывали на встречах как первым лицам республики, побывавшим в то время в Хову-Аксы, так и нам, научным сотрудникам, во время нашей полевой работы, как в период конфликта, так и после него.
В связи с создавшейся чрезвычайной обстановкой Президиум Верховного Совета республики счел необходимым созвать в эти дни вторую внеочередную сессию Верховного Совета, в работе которой приняли участие представители всех звеньев власти и правоохранительных органов. Практически все выступившие (например, председатель Совета Министров республики Ш.Д.Ооржак, министр МВД В.Б.Кара-Сал, прокурор республики С.С.Зотов, председатель Верховного суда республики А.Д.Ховалыг, настоятель Троицкой церкви отец Алексий, секретарь обкома КПСС А.К.Канзай, секретарь парткома комбината «Тувакобальт» С.Г.Поляков, народный депутат РСФСР К.А.Бичелдей и многие другие), единогласно признавая факт осложнения межнациональных отношений, говоря о том, что эти проблемы возникли «не вдруг» и «не случайно», все же высказали разные мнения относительно причин возникновения. Одни в качестве главного фактора выдвигали резко возросшее число «праздно шатающейся, ничем незанятой молодежи», другие считали, что всему виной рост преступности, третьи - нарушение кадровой политики, четвертые - ухудшение социальных условий жизни населения и т.д. (40).
В республиканской прессе была также опубликована информация о заседании бюро обкома КПСС от 29 мая 1990 г., на котором были даны поручения Госплану Тувинской АССР совместно с Министерством металлургии СССР и дирекцией комбината «Тувакобальт» рассмотреть вопросы о создании дополнительных рабочих мест и подготовке кадров из числа местной молодежи, о расширении жилищного строительства, укреплении материальной базы службы быта, культурно-просветительских и школьных учреждений (41).
С просьбой поделиться своими соображениями об этих событиях, об их истоках мы обратились к первому директору комбината «Тувакобальт» (60-70-е годы), тувинцу по национальности. Вот что он нам рассказал: «Почему же все-таки возникло межнациональное противостояние? Я думаю, во-первых, потому что в республике не было своих технических кадров. Все сложилось исторически. После вхождения в состав Советского Союза мы готовили много гуманитариев. У нас тогда не было промышленности и не было необходимости в соотвествующих кадрах, да и возможности не было их готовить. А когда началось строительство асбестового и кобальтового комбинатов, угольного разреза, домостроительного комбината подготовленных тувинских кадров не оказалось. Стали приглашать специалистов из других регионов. Например, приглашаем инженеров из Украины, а те ставят условие обеспечить их квартирой, а иначе, мол, не поедут. Таким образом, русский специалист гюлучал сразу квартиру, а тувинцы, живя постоянно в Туве, такой возможности не имели. Во-вторых, может в какой-то мере повлияло и то, что на комбинате «Тувакобальт» на посту директора, как правило, всегда были русские. Например, когда я был директором на «Тувакобальте», тувинцы по квартирному вопросу ко мне приходили, а к моим заместителям - к русским не обращались. Почему, спрашиваю, не идете к ним, они ведь занимаются этими вопросами. Да вот, говорят, на родном языке как-то легче. Они шли ко мне как к родному человеку. И третье, вce-таки у руководства Хову-Аксынского комбината было какое-то безразличное отношение к национальной проблеме, т.е. они недооценивали национальный фактор. Они не думали о судьбе поселка, заботились только о себе. Такое отношение ощущалось и, естественно, вызывало определенную негативную реакцию со стороны тувинцев». В.И.Лебедев, директор одного из тувинских научных институтов СО РАН, «коренной» русский, вспоминает, что «изменения в национальных отношениях в республике он начал чувствовать с первой половины 70-х годов. Особенно это проявлялось среди молодежи, людей до 30 лет. В 30-60-е годы в Туву ехали энтузиасты, романтики, а в 70-е - «деловые», на заработки». И местное население это почувствовало. Неприятие же началось где-то с середины 80-х» (42).
В этой связи следует назвать публикацию этнографа М.Я. Жорницкой, которая, побывав в этот период в Туве, фактически первая из исследователей попыталась дать объективный анализ сложившейся на тот период межнациональной ситуации. В частности, в числе основных причин обострения межэтнических отношений в Туве, автор называет довольно высокий процент безработных среди тувинской молодежи, численность которой в возрасте 17-30 лет достигала 5000 человек (43).
И все же, по прошествии некоторого времени, переосмыслив эти события, нам бы хоетлось обратить внимание на следующее. По нашему глубокому убеждению, как бы ни были серьезны и обоснованны причины, население, в том числе и молодежь, в силу своей психологии, ментальности, само по себе не могло сорганизоваться и решиться на крайние формы конфликта. Подобное возможно, если есть «дирижер» и скорее всего главную роль здесь сыграла политическая элита, а именно отдельные лидеры популярных в то время национальных движений в Туве, хотя никто ни тогда и, тем более сейчас, открыто об этом не заявлял. В данном случае, на наш взгляд, в полной мере подтверждается мысль, высказанная вначале норвежским ученым Ф.Бартом, затем В.А.Тишковым, о том, что на коллективные действия этнические группы мобилизует элита.
В этот период особую остроту межэтническому противостоянию придали также трагические события, происшедшие на берегу таежного озера летом 1990 г. – трое рыбаков и подросток (все русские) были убиты из охотничьего ружья приехавшим к ним местным жителем, тувинцем. Похороны погибших вылились в многолюдную акцию, сопровождавшуюся лозунгами и требованиями защитить русских Туве. Никто уже не принимал во внимание, что преступление было совершено на почве совместного пьянства и в качестве жертвы мог оказаться любой из его участников.
В дальнейшем каждое криминальное проявление, в котором пострадавшие и преступники были людьми разных национальностей, широко обсуждалось населением, как водится, обрастая слухами и новыми подробностями. Бесспорно, коллективному самочувствию не только русскоязычной, но и тувинской части населения была нанесена весьма чувствительная травма. Тем не менее это не получило впоследствии продолжения. И в настояшее время общественное мнение не склонно искать причины совершающихся в Туве преступлений причинами только этнического характера.
Итак, начиная с 1990 г. Республика Тыва продолжает оставаться одним из наиболее противоречивых и своеобразных регионов Российской Федерации. Происходящие в ней общественно-политические процессы, как правило, получают не вполне объективную и достоверную оценку в российских средствах массовой информации. Публикуемые материалы, в своем большинстве, имели характер негативной оценки межэтнической ситуации в Туве, действий органов государственной власти республики, политических партий и объединений, содержали ставшие традиционными обвинения в сепаратизме (44). Для примера достаточно назвать статью И.Клебанского, появившуюся в газете «Очевидец» (Красноярский край) под заголовком «Что ищем мы в Туве далекой?», которая начиналась с слов: «Тува... край махрового национализма» и заканчивалась следующим изречением: «Ясно пока лишь одно: на юге-осточных границах РФ, в непосредственной близости от Красноярского края, зреет источник будущих великих потрясений (45). Неудивительно, что многонациональное население республики выразило возмущение и протест против данной публикации. Красноречивым свидетельством тому являются многочисленные отклики на эту и другие подобные статьи, опубликованные в республиканских газетах, о содержании которых можно судить по их названиям «Покушение на суверенитет», «Воду мутить не надо», «Расцениваем как провокацию», «О публикациях в СМИ Красноярского края, разжигающих национальную и социальную нетерпимость» и многие другие (46).