Политическая элита. Термин «элита» происходит от французского elite - лучшее, отборное, избранное

Термин «элита» происходит от французского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в. он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества. Это понятие использовали в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества для именования «избранных» людей, прежде всего, высшей знати. В последние десятилетия термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари. Применительно к обществу элитой обозначается лучшая, наиболее ценная группа людей, призванная в силу их особых качеств управлять массами.

Корни теорий элит следует искать в древних политических концепциях, противопоставляющих вождя массам, толпу лидерам. Рассмотрение этих теорий обычно связывают с именем Н. Макиавелли, впервые привлекшего внимание к проблеме элиты как правящей группы, осуществляющей руководство обществом. Однако начало систематических исследований в этой области принадлежит итальянским ученым В.Парето и Г.Моска. Этих вопросов касались также Р. Михельс и М. Вебер и др.

Итальянец В.Парето сформулировал теорию круговорота элит, объясняющую социальное развитие как ответ на марксизм. Тезису Маркса, что вся история является историей борьбы классов, он противопоставил тезис: «история есть кладбище аристократов». Он имел в виду, что двигателем истории являются судьбы элиты, а не большинства. Согласно его учению именно круговращение элит является причиной прочности или нестабильности социального развития[6].

Социальная система стремится к равновесию и при выводе из равновесия постепенно возвращается к нему (социальный цикл). Течение цикла зависит от циркуляции элит. Элиты возникают из низших слоев, в процессе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают, а затем вырождаются. Такой круговорот элит является универсальным законом истории.

Другой итальянский исследователь Г.Моска считал, что элита представляет собой сплоченное меньшинство, которое монополизирует власть и осуществляет все политические функции. Способность меньшинства к организации и обеспечивает ему власть. Правящее меньшинство обладает преимуществами именно из-за своего количества, поскольку оно лучше организовано, чем большинство, и в этом его сила. Хорошая организация и сплоченность меньшинства обеспечиваются собственностью, образованием, происхождением, военной выучкой и др. Преимуществами его также являются простые внутренние каналы связи и информации, члены его легко обращаются между собой. Все это позволяет оперативно принимать решения и реализовывать их. Отсутствие у большинства отмеченных качеств лишает их возможности самоорганизации, ставит в положение управляемых.

Правящая элита с его точки зрения неоднородна - есть высший и низший слои. Высший - состоит из правителей, т.е. из людей, которые принимают решения (ядро элиты). Более многочисленный низший слой - служит опорой для высшего и является связующим звеном между высшим и всем обществом. Он играет роль посредника между правителями и управляемыми. В его обязанности входит проводить в жизнь решения правящего ядра и оправдывать их перед массой. Низший слой рассматривается, с одной стороны, как резерв пополнения ядра элиты; с другой - как исполнительный аппарат по отношению к высшему слою. Стабильность политической системы во многом определяется качествами именно низшего слоя.

Поскольку правящий класс постоянно нуждается в собственном обновлении, Моска выделил три способа обновления элиты - наследование, выбор и кооптацию (пополнение). При преобладании первого способа (аристократического) правящий класс становится закрытым и общество попадает в стагнацию; при втором (демократическом) - политический класс открыт, но при этом растет опасность нестабильности и политических кризисов. Поэтому более сбалансированным является то общество, в котором эти тенденции находятся в равновесии (третий способ).

В нашей стране термин «элита» нашел признание в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Сегодня проблема политической элиты в России приобрела особую актуальность по двум причинам:

- в советское время в нашей стране она практически не исследовалась, политическая жизнь, в основном, связывалась с именами руководителей партии и государства;

- в постсоветское время социально-экономический кризис до предела обостривший проблему управления, потребовал определения строгой научной системы формирования и функционирования политической элиты для органов управления, партийных и общественных организаций.

Существует несколько определений элиты, данных учеными разных стран. Так, американский политолог Р.Миллс (1916-1962) считает элиту группой статусов и стратегических ролей и включает в нее тех, «кто занимает командные посты», ибо власть в современном обществе институциализирована.

Французский политолог Р.Ж.Шварценбергер определил элиту как замкнутую касту, которая в современном обществе состоит из «треугольника власти»: политиков, деловых кругов и высшей администрации. Именно они полностью контролируют власть, формируют правительство, управляют государством и руководят крупными корпорациями и банками.

Таким образом, в современной политологии преобладает элитистский подход к определению природы элиты как социальной группы, занимающей властные позиции в руководстве, который берет свое начало в концепции «политического класса» Г. Моска.

Итак,обобщая вышесказанноеможно констатировать: политическая элита - составляющее меньшинство общества, дифференцированные группы лиц, выделяющиеся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем; обладающие качествами лидерства и подготовленные к выполнению управленческих функций; занимающие руководящие должности или непосредственно влияющие на принятие властных решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Понятие «элита» не совпадает с понятием «правящий» (господствующий) класс ни по объему, ни по содержанию. Элита - это «исполнительный комитет» правящего класса, значит она значительно меньше его по объему. Она «скромнее» и по содержанию, ибо к управленческой деятельности правящий класс привлекает наиболее способных представителей из других классов и слоев населения. Такое привлечение весьма выгодно политической элите: во-первых, это обеспечивает ей приток свежих сил; во-вторых, создает иллюзию демократичности формирования элиты. На деле вошедшие в элиту выходцы из «социальных низов» по существу интегрируются в господствующий класс.

Отношения между элитой и господствующим классом сложны и неоднозначны. Осуществляя свои руководящие функции, элита обязана заниматься координацией интересов различных классов, наций, обеспечением политической стабильности, борьбой с преступностью и т.д., что дает ей определенную самостоятельность по отношению к правящему классу, создает иллюзию о «надклассовости» элиты. У элиты есть возможность не только лавировать между интересами различных слоев правящего класса, но и принимать решения, против которых может выступать большинство господствующего класса.

Однако сама политическая элита также неоднородна, внутренне противоречива, она разная на разных исторических этапах и в разных странах.

Среди элиты выделяют следующие ее слои: правящая элита - непосредственно обладающая государственной властью; функциональная (административная) элита - профессионалы-управленцы, имеющие необходимое образование и квалификацию; научная и художественно-творческая элита - определяющая направления и средства развития науки, культуры, литературы и искусства; оппозиционная элита (контрэлита), разрабатывающая программные установки и методы работы оппозиционных партий и движений. Кроме того, элита подразделяется на высшую и среднюю.

Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, консультанты президента), финансами или положением в структуре власти. В западных странах на миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты, но ее ядро составляет, примерно, 200-400 чел. В России в 1996г. зафиксировано 260 человек высшей элиты, ее ядро - 40 000 человек.

К средней элите относят примерно 5% населения, одновременно обладающих тремя достаточно высокими показателями: доходом, профессиональным статусом и образованием. Люди, у которых образовательный уровень выше, чем доход, более критичны к существующим общественным отношениям и тяготеют к левому радикализму или центризму. Представители средней элиты, у которых доход выше, чем уровень образования, чаще проявляют недовольство своим престижем, общественным статусом и тяготеют к правым политическим позициям.

В современных условиях прослеживается тенденция возрастания роли средней элиты - государственных служащих, менеджеров, ученых, администраторов, интеллектуалов - в формировании общественного мнения, подготовке, принятии и реализации политических решений. Эта «субэлита» обычно превосходит высшую элиту в информированности, организованности и способности к солидарным действиям.

В формировании политической элиты большое значение имеют системы ее рекрутирования. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (людей осуществляющих отбор), мотивы его действий.

Различают две системы рекрутирования элит: а) система гильдий; б) антрепренерская система (предпринимательская).

Для системы гильдий характерны:

- закрытость, отбор претендентов на более высокие посты из слоев самой элиты, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии;

- наличие высоких требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства, и т.д.);

- небольшой, закрытый круг селектората - в него входят лишь члены руководящего органа, или вопрос решает один глава правительства (фирмы);

- воспроизводство существующего типа элиты: тоталитарной, авторитарной, демократической, плюралистической и т.д. Именно этому и служат все предыдущие характеристики гильдии.

Антрепренерская система во многом противоположна системе гильдий и характеризуется:

- открытостью, возможностью для представителей различных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

- небольшим количеством формальных требований;

- широким кругом селектората, который может включать в себя всех избирателей страны; высокой конкурентностью отбора, остротой соперничества в соответствии с избирательными законами;

- первостепенной значимостью личностных качеств, общественной активности, умением увлечь привлекательными идеями и программами;

- возможностью достижения определенной пропорциональности представления в элите различных социальных групп населения, политических партий и движений.

В чистом виде обе системы встречаются довольно редко. Антрепренерская система более характерна для демократических государств, система гильдий – для авторитарных государств, хотя ее элементы широко применяются и в демократических государствах, особенно в экономике и государственно-административной сфере. Обе системы имеют как позитивные, так и негативные стороны. Антрепренерская система открыта для молодых лидеров и инноваций. Однако, она чревата большой вероятностью риска и непрофессионализма, слабой предсказуемостью в политике, склонностью лидеров к увлечению внешними эффектами.

Система гильдий, наоборот, характеризуется уравновешенностью решений, большим профессионализмом, меньшей конфликтностью, предсказуемостью в политике. Главные ее ценности: консенсус, профессиональный опыт, преемственность. В то же время, система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму. При отсутствии конкурентных механизмов, или при пренебрежении ими она ведет к окостенению элиты, превращению ее всего лишь в привилегированную касту.

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Так, например, к основным функциям политической элиты относятся:

- стратегическая - заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий;

- коммуникативная - предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях;

- организаторская - предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь;

- интегративная - состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: