В арт – менеджменте

Маркетинг как метод управления используется, прежде всего, для создания имиджа организации или творческой личности, владельца интеллектуальной собственности. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной организации или творческой личности. Его формирование обусловлено талантом творческой личности, качеством его подготовки, востребованностью; связано с использованием инновационных технологий и материально-техническим, рекламным и социальным обеспечением творческого или иного процесса и др.

Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, творческую личность, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей в конкретных культурно-просветительских услугах, как оценивают отношение к ней организаций-конкурентов и конкурентов творческих личностей. Для поддержания имиджа организации и отдельных творческих личностей, решения практических задач требуется маркетинговая ориентация всей деятельности.

Создание маркетинговой службы в организации и специальных маркетинговых центров для сферы культуры и искусства способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с внешней средой.

В задачи службы маркетинга входят:

1) изучение размеров рынка культурно-просветительских услуг и его сегментов, тенденций изменения потребностей в услугах организации отдельной творческой личности;

2) изучение потребности и запросов рынка культурно-просвететельских услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах;

3) обеспечение организации или творческой личности благожелательным отношением организаций-партнеров, общественности;

4) оказание помощи в разработке и продвижении принципиально новых и инновационных проектов и программ;

5) развитие коммуникаций, участие в публичных и рекламных акциях, способствующих целям организации.

Приведенный перечень задач маркетинговой службы представляет координацию действий внутренней и внешней сред организации культуры и искусства в целях наиболее полного удовлетворения населения в культурно-просветительских и образовательных услугах.

Любой организации требуется определить свои специфические, связанные с маркетингом проблемы, которые стоят перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить так называемые маркетинговые ревизи. Они позволяют выявить настоящие или будущие проблемы организации или творческой личности.

Маркетинговые проблемы – это проблемы связанные с желаемым уровнем достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого потребителем. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).

Для реализации маркетинга как метода управления в организации должна существовать система маркетинговой информации, в состав которой входят подсистемы сбора, анализа, хранения и распространения, которые позволяют изучить маркетинговую среду, осуществить управление маркетингом, оценить состояние внутренней среды и разработать программную стратегию организации.

В последние годы всё большей популярностью пользуется концепция управленческой деятельности в сфере культуры и искусств, получившая название "арт-менеджмент". В настоящее время существует несколько определений и трактовок данного понятия. К примеру, Г.Н.Новикова определяет арт-менеджмент как "профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации" [4, с. 22]. На наш взгляд, следует рассматривать арт-менеджмент как особую систему управленческой деятельности, включающую в себя помимо прочего создание, позиционирование и продвижение имиджа, взаимодействие с целевой аудиторией, отслеживание и анализ новых тенденций как в сфере культуры и искусств, так и в обществе в целом.

Имидж или, по выражению М.Роудена, "эффективная идентичность" [8, с. 22] во многом зависит от того, какие ценности доминируют и пропагандируются в обществе в конкретный период времени. Соответственно, изучение и осмысление общественного мнения является необходимой составляющей практической деятельности по формированию и продвижению имиджа.

На наш взгляд, рассматривая продвижение как один из аспектов арт-менеджмента, следует уделить внимание современным разработкам в области маркетинговых коммуникаций, поскольку "личный успех человека сейчас всё в большей степени зависит от его способности пользоваться тем, что знают и умеют другие" [15, с. 50].

В настоящее время одним из наиболее актуальных и эффективных подходов в современном маркетинге является концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (integrated marketing communications, IMC). Развитие и распространение системы IMC напрямую связано с развитием новых информационно-коммуникационных технологий, а также "стремительной глобализацией и дерегуляцией рынков и индивидуализацией схем потребления" [10, с. 384].

Начиная с 1990-х годов концепцию IMC разрабатывали многие специалисты в области маркетинга, PR и стратегического менеджмента: Ч.Алленбау, К.Блут, П.Вален, А.Гронштедт, Д.Дробис, Ф.Китчен, Р.Лаутерборн, К.Ниланд, С.Оливер, А.Пулфорд, П.Смит, С.Танненбаум, О.Хольм, Д.Шульц и др.

По мнению Д.Шульца, С.Танненбаума и Р.Лаутерборна, парадигма IMC – это "новый способ анализа целого там, где раньше мы видели только отдельные, разрозненные составляющие…. Такой подход позволяет скоординировать все виды коммуникаций, чтобы взглянуть на них глазами потребителя – как на поток информации из недифференцируемых источников" [11, c. 21 –22]. В основе данного подхода лежит концепция стратегического планирования, разработки и оценки "скоординированных, измеряемых, убедительных программ продолжительных бренд-коммуникаций с потребителями, имеющимися и потенциальными пользователями и другими целевыми релевантными внешними и внутренними аудиториями" [12, c. 90].

Ф.И.Шарков определяет IMC как "взаимодействие форм комплекса коммуникаций, при котором каждая из них должна быть интегрирована с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной эффективности" [13, c. 36].

Г.Е.Чернобаева выделяет следующие принципы, лежащие в основе концепции IMC:


  • установление долгосрочного контакта с потребителем;

  • проведение коммуникационного аудита всего маркетингового набора предприятия;

  • согласованность внутренних и внешних коммуникаций;

  • индивидуализация коммуникаций;

  • использование альтернативных видов движения информации [14, c.8].


А.Гронштедт выделил три основных аспекта интегрированных коммуникаций:


  • внешняя интеграция – создание отношений и связей между организацией и социальной средой;

  • вертикальная интеграция – интеграция коммуникаций внутри организации в направлении от рядовых работников к высшему руководству;

  • горизонтальная интеграция – коммуникация между отделами и сотрудниками организации на всех уровнях (высшего руководства, среднего звена, рядовых сотрудников) [15, c. 14].


К основным компонентам IMC принято относить рекламу (advertising), связи с общественностью (public relations), стимулирование сбыта (sales promotion) и прямой маркетинг (direct marketing). Классификация П.Смита, К.Берри и А.Пулфорда также включает личные продажи, спонсорство, выставки, фирменный стиль, упаковку, рекламу в месте продаж, WOM (устные сообщения, word of mouth), Интернет и новые медиа [13, c. 36]. В настоящее время к названным элементам системы IMC добавились новые инструменты воздействия на потребителя, относящиеся к т.н. "партизанскому маркетингу", – blogging (скрытое продвижение в онлайновых дневниках – блогах), viral games, viral videos ("вирусные" флеш-игры и видеоматериалы в Интернете) и т.д. [16, c. 38 – 41].

Новой тенденцией в IMC является концепция интерактивных маркетинговых коммуникаций. Интерактивный маркетинг включает в себя WOM, Интернет-маркетинг, игровые акции, "мобильный маркетинг" – коммуникации с потребителями посредством SMS, MMS, bluetooth, java-приложений и т.п. С данным подходом связана концепция т.н. "вирусного" маркетинга – создания, "посева" и использования различных информационных поводов (слухов, промо-игр, роликов и т.п.), привлекающих внимание, интригующих и провоцирующих потребителей на обсуждение.

По мнению А.Попова, данный подход имеет ряд преимуществ:


  • возможность настройки сообщения под конкретного потребителя;

  • быстрая и эффективная обратная связь с целевой аудиторией;

  • точные статистические данные об участниках акции;

  • возможность внесения изменений в сценарий в любой момент (даже после запуска акции);

  • удержание потребителя в зоне маркетингового воздействия с момента первого контакта [17, c. 263].


Одним из наиболее важных элементов системы IMC являются связи с общественностью (public relations, PR).

Современные public relations опираются на достаточно серьёзную теоретико-методологическую базу и располагают весьма богатым практическим инструментарием, который включает в себя как традиционные каналы передачи информации, так и новые интерактивные медиа (интернет-форумы, блоги, мобильные блоги и т.п.). Кроме того, в PR-практике широко используются психотехники НЛП, DHE (deep human engineering) и нейрогипнотического реструктурирования (neuro-hypnotic repatterning, NHR), новые маркетинговые технологии (т.н. "вирусный" и "партизанский" маркетинг) и т.д.

Различные аспекты теории и практики связей с общественностью исследовались в работах С.Блэка, С.Грейзера, Э.Грина, Дж.Грюнига, С.Катлипа, Д.Крукеберга, Г.Лассуэла, У.Липпмана, Дж. Маркони, Д.Ньюсома, С.Оливер, Э.Райса, Е.Н.Богданова, А.Б.Зверинцева, Е.Ф.Коханова, И.В.Крылова, М.А.Кузьменковой, Г.Г.Почепцова, И.Н.Соколова, Е.В.Тихоновой, А.Н.Чумикова, Ф.И.Шаркова, М.А.Шишкиной и др.

Характер и содержание связей с общественностью определяется следующими параметрами:


  • PR как управленческая деятельность;

  • PR как социально-практическая деятельность;

  • PR как коммуникативная деятельность;

  • PR как рыночная деятельность;

  • PR как технологическая деятельность.


Согласно определению М.А.Шишкиной, PR – это "управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды" [18, c. 14]. Таким образом, связи с общественностью представляют собой систему эффективного управления коммуникациями, которая включает следующие аспекты:


  • управление источником сообщения;

  • управление исходным сообщением;

  • управление каналом передачи информации;

  • управление получателем.


Управление источником сообщения. От правильного выбора источника в существенной степени зависит эффективность всего процесса коммуникации. Источник (конкретное лицо или организация) должен соответствовать следующим требованиям: высокий уровень квалификации, привлекательность, надёжность, независимость, легитимность и др. Примечательно, что в некоторых случаях подобный субъект может быть виртуальным.

Управление исходным сообщением. Сообщение – это непосредственно передаваемая информация, закодированная определённым образом. Согласно тезису М.Маклюэна "The medium is the message", действительным содержанием сообщения является сам сообщающий. Сущностным признаком такого типа коммуникации является не рациональная денотация объекта, т.е. передача объективных данных о его свойствах, а создание его образа, мобилизующего аффективные коннотации. Как отмечает С.Сухов, "основной вектор здесь – смещение акцента с логической, рациональной модели принятия решений потребителем в более эмоциональные и, соответственно, иррациональные сферы" [19, c. 41].

Управление каналом передачи информации. В распоряжении PR-специалистов сегодня находятся различные каналы коммуникации: публичные выступления, WOM, телевидение, радио, пресса, Интернет и новые интерактивные медиа, собственные информационные каналы – газеты, конференции, веб-сайты и т.д. Все они отличаются масштабом охвата целевых аудиторий, периодичностью, стоимостью размещения информации, форматом подачи сообщений и рядом других характеристик. Конкретные каналы коммуникаций выбираются в зависимости от поставленных целей и общих параметров коммуникационной стратегии.

Управление получателем. Как правило, целью передачи сообщения является побуждение адресата к определённому поведению или решению. Данная практика предполагает всестороннее изучение характеристик получателей сообщения. Это необходимо для того, чтобы сообщение было максимально адресным и соответствовало стереотипам восприятия получателя.

Технологически связи с общественностью представляют собой определённый набор социально-коммуникационных технологий, в основе которых лежат референтные модели информационного и поведенческого взаимодействия. Понятие "референтная модель", или "эталонная модель", применяется в теории и практике организационного управления. Референтными называют модели, обобщающие наилучшие варианты действий или решений для различных ситуаций. Это формализованные и уже апробированные эталонные схемы коммуникационных процессов, учитывающие специфику конкретной целевой общественности. Их использование не только позволяет передавать и воспроизводить опыт продуктивной деятельности, но и гарантирует устойчивость всего процесса коммуникации.

Можно выделить четыре основные модели PR-практики:


  • манипулятивная (модель агитации/пропаганды);

  • модель информирования;

  • двусторонняя асимметричная модель;

  • двусторонняя симметричная (трансакционная) модель.


1. Манипулятивная модель – PR рассматривается как манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения коммерческих или иных целей. Главными характеристиками данного подхода являются:


  • использование любых средств для привлечения внимания общественности и оказания давления на неё;

  • игнорирование правдивости, объективности, моральных и этических аспектов;

  • предпочтение СМИ как главного инструмента;

  • аудитория рассматривается как объект информационной и маркетинговой стратегий;

  • PR-кампания выглядит как ряд импульсивных спорадических акций "одноразового применения".


При манипулятивном подходе PR-деятельность носит пропагандистско-рекламный характер. PR-акции ориентированы вовне и осуществляются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, преимущественно журналистами. В силу этого для данного подхода характерны именно журналистские приёмы PR ("журнализм", по определению Д.И.Дубровского).

Следует отметить, что на ранних, начальных стадиях формирования рыночной экономики манипуляционная трактовка PR фактически неизбежна. Это убедительно подтвердил и опыт использования PR-технологий в странах СНГ, когда и деловыми людьми, и журналистами, и общественностью PR зачастую рассматривался как "косвенная реклама", а в некоторых случаях – как пропаганда и дезинформация.

2. Модель "информирования". Ее характеристиками являются систематическая работа со СМИ с целью распространения информации о деятельности фирмы и "фильтрация" информации – замалчивание негативных фактов и событий.

3. Двусторонняя асимметричная модель.

Для данной модели PR характерен переход от однонаправленного пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности с целью разъяснения намерений и возможностей организации и, соответственно, создания благоприятного образа и его продвижения в социальной среде. Таким образом, основной характеристикой этого подхода является широкое использование изучения общественного мнения с целью выяснения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности.

4. Двусторонняя симметричная (трансакционная) модель ориентирована преимущественно на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом. Для данной модели характерно следующее:


  • установка на взаимодействие организации с её социальной средой;

  • акцент на непрерывную систематическую работу по формированию и продвижению образа и репутации фирмы;

  • ориентация на профилактику возможных ЧП и конфликтов, на анализ перспектив и выработку соответствующих рекомендаций (как отмечает в связи с этим Г.Г.Почепцов, PR является "не просто коммуникативной, но и кризисной технологией" [20, c.178]);

  • социальная среда рассматривается как основной ориентир выработки стратегии организации;

  • при оценке эффективности PR-деятельности учитываются не только экономические показатели, но и социальные, "нематериальные активы".


По мнению Е.Ф.Коханова, именно эта модель "отражает сущность, социальный статус и общественную значимость PR в современном мире" [21, c. 160].

Стратегия IMC во многом соответствует целям и принципам арт-менеджмента как системы управленческой деятельности. Современные маркетинговые коммуникации предоставляют беспрецедентные возможности позиционирования и продвижения результатов творческой деятельности, управления имиджем и отношениями с целевой аудиторией. В то же время следует особо отметить важность обратной связи, изучения и осмысления общественного мнения и основных тенденций как в сфере культуры и искусств, так и в обществе в целом.

^ 7 Кадровый ресурс арт – менеджмента


Обращая внимание, что кадровая составляющая играет решающую роль в реализации задач арт-менеджмента, рассмотрим ряд подходов к формированию теории управления в сфере культуры и искусства как научной отрасли знания.

В ресурсной базе отрасли культуры в группе ресурсов воздействия определяющее место принадлежит кадрам культуры: как социально-профессиональная организация кадры обладают особыми запасами творческой энергии, не только суммирующими индивидуальную творческую энергию, но и дающее новое качество, которое направлено на коллективное созидание, преобразование социально-культурной среды. Кадры культуры выступают непосредственным субъектом социокультурной деятельности и являются значительной социально-профессиональной группой общества. Такая организация предстает как носитель определенных норм деятельности и познания, коллективных ценностей и представлений.

Функционирование кадров культуры происходит в сфере культуры как совокупности организаций и учреждений, которые в процессе общественного воспроизводства обеспечивают существование художественной культуры (народной и профессиональной), осуществляют "духовное производство" (создание художественных ценностей) и приобщение к ним населения. Кадры действуют в культурно-просветительных и театрально-зрелищных организациях культуры, средних специальных и высших учебных заведениях. Изучение их имеет ключевое значение при разработке путей и методов интенсификации социокультурной деятельности.

Кадры культуры – это основной состав специалистов, обеспечивающих функционирование учреждений культуры. Они осуществляют производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и удовлетворению потребностей населения в культурно-досуговой деятельности. В соответствии с функциональными направлениями, с проявлениями личной творческой деятельности кадры культуры возможно подразделить на две группы: творцы (создатели и интерпретаторы) ценностей и организаторы культурного процесса. Эти две большие группы включают все существующие профессии специалистов культуры.

Кадры культуры объединены общими целями (стремлением к формированию благоприятной социально-культурной среды, в которой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности, созданию и распространению разнообразных культурных благ); интересами (стремлением к совместному творчеству в культурно-просветительной или театрально-зрелищной сфере); ценностями (созданными или преобразованными материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества); нормами (равенством субъектов культурной деятельности перед законом, недопустимостью установления преимуществ и привилегий в отрасли культуры, ориентацией на общенациональные и общечеловеческие принципы); совместной деятельностью (созданием, воспроизводством, сохранением, изучением, популяризацией, использованием и распространением культурных ценностей, удовлетворением информационных, культурных, научных, образовательных потребностей, организацией досуга населения).

Основу кадров культуры составляют специалисты отрасли, которые определяют содержание, статусную характеристику профессионального сообщества. Состояние и уровень функционирования учреждения культуры, художественного коллектива во многом обусловливаются их соответствующими способностями (природными склонностями и потенциальными возможностями к определенному виду художественного творчества); образованностью (владением широкими и разносторонними знаниями и умениями); квалифицированностью (уровнем знаний и подготовленностью к художественной деятельности); заинтересованностью (стремлением, направленностью на достижение творческих целей); активностью (энергичностью, подвижностью в творчестве, открытостью к общению).

Основной становится профессиональная компетентность в разных видах: концептуальная – глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности; контекстуальная – представление о экономическом, социальном, психологическом окружении (фоне), в котором свершается тот или другой социально-культурный проект; технологическая – владение базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивная – способность предугадать изменения, важные для собственной профессии и быть готовым приспособиться к ним; коммуникативная – умение эффективно пользоваться разными средствами и способами связей; интегративная – способность сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой [3].

Определяя суть социально-профессиональной организации культуры своей непосредственной функционально-деятельной активностью (через личностные, индивидуализированные черты), специалисты культуры в свою очередь испытывают влияние коллективных норм и образцов, являются носителями (проводниками) коллективных знаний, представлений и ценностей, свойственных данному сообществу. И это не просто направленность, а мироощущение, мировоззрение, особенная жизнь (душевная, эмоциональная) – в художественной культуре.

Кадры культуры обеспечивают: адаптацию личности в системе социальных коммуникаций; развитие последовательных процессов социализации и инкультурации; образование личности через постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков; ориентацию на внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности человека; вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в разные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества; сохранение природной и культурной среды, обеспечение гармонии в системе "человек-природа"; рекреацию – зрелищно-развлекательный и оздоровительный отдых, психологическую разрядку человека; коммуникации – полноценное, содержательное общение в соответствия с интересами и потребностями личности, формирование деловых и межличностных отношений.

Кадры культуры как социально-профессиональное организация индивидов проявляется в определенной системе, которая вырастает из последовательности элементов. Представляется возможность графического изображения этой системы.

Фундамент системы – человеческие ресурсы культуры, чем в обществе появляются все носители художественных способностей, начиная с детей и подростков и включая взрослых участников любительского (самодеятельного) творчества. Количественно это самая большая часть кадровой составляющей сферы культуры: всего свыше 600 тыс. человек (данные 2002 г.). Среди них свыше 300 тыс. участников клубных (самодеятельных) формирований, в том числе 150 тыс. детей, а также около 300 тыс. учеников общеобразовательных школ и заведений внешкольного воспитания системы Минобразования, школ искусств системы Минкультуры. На человеческие ресурсы культуры направлены значительные профессиональные силы отрасли культуры, их обслуживает вся сфера культуры. Рабочие ресурсы культуры – это все фактические и потенциальные работники, которые владеют способностями к работе в культуре. Потенциальные работники – часть населения с художественным образованием, соответствующими способностями, но которые



Рисунок 7.1 – Система человеческого фактора культуры

или служат в Вооруженных силках, или повышают квалификацию с отрывом от производства, или занятые домохозяйством. Это учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений культуры и искусства, а также дипломированные специалисты культуры, работающие в других сферах народного хозяйства.

Для определения творческой силы в культуре используем понятие совокупной физической, духовной и интеллектуальной энергии человека, направленной на производство ценностей художественной культуры. Сюда же отнесем художественно-творческие задатки и способности людей, которые принадлежат как производителям, так и потребителям продуктов культуры. Непосредственную основу творческой силы складывает трудоспособность, а также знания, навыки и умения, которые позволяют человеку исполнять работу определенного качества и объема. Вершину пирамиды составляют художественно-творческие специалисты и вспомогательный персонал – кадры сферы культуры (штатные квалифицированные работники, прошедшие профессиональную подготовку и владеющие специальными познаниями, рабочими навыками или опытам работы в культуре).

Приведенная схема полезная для анализа кадровой составляющей художественной культуры, так как дает возможность наглядно представить с научной точки зрения качественную иерархию человеческого фактора и пропорции человеческих ресурсов культуры.

Общеизвестно, что важнейшим условием управления является лидерство, воздействующее на группы людей и побуждающее их к достижению общих целей. Связано это с возросшей ролью человеческого фактора в управлении организациями любой сферы человеческой деятельности, усложнением управления и усилением его зависимости от содержания и ценностей человеческих отношений. Практически каждая функция мене­джмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.

Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства:

Тип лидера Характеристика лидера
Ведущие за собой Наиболее распространенный тип. Предпочитающие принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, пришедшее к ним с опытом
Организаторы групп Основное качество — знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах
Исполнители Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение пре­одолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив
Дипломаты Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз
Генераторы идей Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность
Продавцы Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих идей и чужих эмоций
Синтезаторы Умеют выделить самое главное даже из большого объема информа­ции, что позволяет им открыть нечто новое
Разъяснители Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации
Реакторы Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями
Коммуника- торы Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель
Исследова- тели Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты
Следопыты Идущие в одном направлении. Получив задачу, они выбирают методы ее решения и находят последователей
Хранители информации Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать
Организаторы Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом


Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями [2].

В сфере искусства в коллективных формах художественной деятельности всегда на первом плане находилась и находится деятельность творческих руководителей (дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, художников-постановщиков) - лидеров-творцов, интерпретаторов художественных произведений, непосредственных создателей спектаклей, концертных программ, шоу-представлений. Имидж любой значимой организации искусства связан, прежде всего с харизматичес­ким лидером, который ярким личностным проявлением воздействует не только на свой артистический коллектив, но и является притягательным для публики. Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент арт-среды.

С возникновением арт-рынка, его становлением и широким распространением возросло значение и лидеров-организаторов, деятельность которых направлена на создание условий для творчества и продвижение художественного продукта к слушателю-зрителю. В данном случае проявляются такие социальные роли лидера-организатора как «вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, координатора» [3]. Все эти качественные, содержательные роли являются необходимой профессиональной принадлежностью культуролога-менеджера.

Таким образом, кадровая составляющая арт-менеджмента является основой организации производства культурного продукта, обеспечения доступа к культурным ценностям, создания условий для занятий народным и художественным творчеством, самообразованием. Непременным условием эффективной деятельности является целенаправленное управленческое регулирование, заключающееся в создании экономических и организационных условий, благоприятного социально-психологического климата. Стержнем такого управленческого регулирования являются кадры как субъект управления, направляющий свое воздействие на объект управления для согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Кадры культуры активно и содержательно участвуют в культурном процессе. Бессмысленно представлять функциональные элементы культуры – создание ценностей и норм, их сохранение и потребление – без людей, объединенных в сообщество и направленных на культурно-творческую деятельность. Государство, осуществляя культурную политику, заинтересованно в высоком профессиональном уровне кадров культуры, потому значительное внимание придается совершенствованию системы образования в стране, повышаются требования к образовательного уровню специалистов, осуществляется их материальное стимулирование в зависимости от уровня образования, поддерживается и требуется систематическое повышение квалификации специалистов и руководящих работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: