Ключевой фактор господства бюрократии – ограничение доступа людей к информации

Крозье

В большей мере власть сосредоточена в руках экспертов,имеющих доступ к обширной информации. Контролируя доступ к информации среди других сотрудников и оставляя их в неведении, они укрепляют своё влияние.

Третий положительный аспект бюрократии – наличие строгих правил и предписаний, которые облегчают контроль вышестоящих над нижестоящими, а также уменьшают вероятность конфликтов в организации. Правила служат критерием оценки деятельности служащих и дисциплины сотрудников. Они делают недопустимым наказание, мотивированное личными чувствами руководителя.

Если существует правило, что сотрудники должны приходить на работу в девять часов, то руководителю совсем не обязательно каждое утро поднимать их с постели. Правила способствуют дистанционному управлению, то есть возможности высшего руководства посредством руководителей среднего звена следить за деятельностью рядовых сотрудников.

К началу 1980-х годов социологи США разработали большое количество теорий и моделей организаций, которые было очень трудно систематизировать. И всё же это удалось сделать американскому социологу Ральфу Килманну. Он пришёл к выводу, что социологические типологии пересекаются, что в более поздних типологиях встречаются переменные, которые употреблялись раньше. На основе этого вывода Р.Килманн разработал свою типологию организаций, которую он назвал метотипология. В отличие от предыдущих типологий метотипология Р.Килманна более экономна и обладает более широкой системой переменных.

Всё множество теорий Р.Килманн разбивает на четыре группы: открытые и закрытые, технические и социальные организации. Термины «закрытая система» и «открытая система» прочно утвердились в научной литературе и обозначают противоположные типы организаций: закрытая – замкнутая исключительно на внутренних проблемах, слабо приспосабливающаяся к окружающей среде; открытая – ориентированная на взаимодействие с окружением.

Также противоположными типами являются социальная система и техническая система. Социальная организация сосредоточена на людях, их потребностях, желаниях, мотивах, эмоциях, а техническая включает организацию труда, капиталы, информацию, бюджет, задачи. В обеих речь идёт о людях, но в первой они выступают как личности, а во второй – как ресурсы. Используя эти четыре типа в качестве базовых, Р.Килманн предложил свою классификацию социальных организаций, основанную на нескольких комбинациях этих типов. Он выделяет и описывает закрытую техническую организацию, закрытую социальную организацию, открытую техническую организацию и открытую социальную организацию.

Итак, охарактеризуем названные типы социальных организаций более подробно.

Закрытая техническая организация. Её прототип – бюрократия. Авторы Г.Ансофф, Р.Брандербург, Д.Катц, Р.Кан, П.Мотт. Р.Херден.

Пионерами закрытой социальной системы Р.Килманн называет преподавателей Гарвардского университета Ф.Ротлисберга и У.Диксона. В 1939 году они выпустили книгу «Менеджмент и рабочий», в которой рассматривают мотивы и потребности людей, культуру и нормы рабочей группы, но их социальный анализ ограничен рамками организации и не затрагивает её окружение.

Основная цельтакой организации – максимизация эффективности и продуктивности. Это достижимо в стабильном окружении, которое либо существует само по себе, либо создаётся самой организацией, таким образом, последняя как бы защищается от воздействия неконтролируемых факторов среды, преграждающую функцию выполняет высокоразвитая технология. К контролируемым факторам в такой системе относятся те, которые поддаются воздействию со стороны администрации или персонала на короткий промежуток времени.

Главным стабилизатором здесь выступает бюрократическая система М.Вебера, современные её аналоги разные исследователи называют по-разному: Г.Ансофф и Р.Брандербург – централизованной функциональной системой, Т.Бернс и Т.Сталкер – механической структурой, Р.Лайкерт – автократией и системой № 1. Контрольза поведением служащих осуществляется с помощью бюрократических правил и процедур. Высший эшелон, принимая решения, опирается на легитимную, вознаграждающую и принудительную власть. Закрытая техническая организация предполагает, что члены организации ориентированы по преимуществу на экономическое вознаграждение и социальные гарантии, а также на гигиенические факторы.

Сотрудники закрытой технической организации, как правило, являются узкими специалистами, не способными быстро переквалифицироваться, чего и не требует организация. Организация ориентирована на краткосрочное планирование, а не на стратегическое, долгосрочное развитие. Стиль принятия решений– авторитарный, мнение нижестоящих, их настроения и эмоциональный настрой не учитываются. При принятии решений властные структуры стремятся избежать риска, ориентируясь в основном на проверенные, традиционные методы.

Открытая техническая организация представляет собой промежуточный тип между двумя названными. Прототип – инновационная организация.Авторы концепции подобного типа организаций – К.Перроу, Г.Ансофф, Р.Брандербург. Цельюоткрытой технической организации является максимизации прибыли и минимизация издержек. Критерием эффективности выступает производственное применение ресурсов, а также оптимальное распределение продукции и услуг.

Организация такого типа тесно увязывает требования технологии (внутренние факторы) и требования окружающей среды (внешние факторы). На этом строится процесс принятия решений относительно размещения предприятия, цен, продаж рынка товаров и труда.

В открытой технической организации администрация не полагается на стихийное воздействие среды, а стремится планировать и изменять среду в нужном для себя направлении. Согласно К.Перроу, такой подход следует считать «инженерным». Он отмечает постоянное применение научного метода и анализа ситуации с целью оптимального решения проблем, которые возникают в среде инвестиций, рынка товаров, цен, персонала. Именно этот тип организации стимулирует развитие техники принятия решений.

В открытой технической организации сочетается долговременное и кратковременное планирование. Такая организация напоминает матричную организацию – гибрид жёсткой технической и мягкой адаптивной систем. Механизм контроляздесь ценовой, или рыночный. Решения, касающиеся рынка труда, инвестиций, закупок и т.п. основываются на минимизации себестоимости.

Поскольку цены определяются рынком и являются заданной величиной, усилия членов организации оцениваются, следовательно, и контролируются в соответствии с трудовым вкладом, то есть способностью сократить издержки. Это предполагает акцент на профессиональных критериях оценки труда.Там, где рынок может сбалансировать цены, профессиональные критерии оценки уступает место бюрократическим правилам.

В открытой технической организации рыночные механизмы навязывают критерии и определяют процесс принятия решений.Это означает, что индивидуальные потребности, желания и мотивы влияют на способ решения проблем, вместе с тем индивидуальное влияние ограничивается уровнем компетентности, профессионализмом, который равнозначен гибкому балансированию между требованием долговременной (открытая социальная организация) и кратковременной (закрытая техническая организация) стратегий. Стиль мышления,доминирующий в подобных организациях, называют когнитивным, интуитивным и экспертным. Подобные организации в основном состоят из гибких рабочих групп, состав которых непостоянен и достаточно быстро меняется.

Закрытая социальная организация. Прототип коммуна.Цельзакрытой социальной организации – поддержка и развитие неформальных групп, решение внутренних человеческих проблем, формирование социальной интеграции. В то время как открытая социальная организация обеспечивает формальное соединение институционального и технического уровней организации, закрытая социальная организация демонстрирует неформальный тип интеграции главным образом благодаря групповым процессам.

Акцент в подобной системе перенесён с взаимоотношений организации и среды на межличностные отношения, с проблемы изменения на проблему лояльности. Критерием эффективности в закрытой социальной организации является успешное решение человеческих проблем, а также культивирование приверженности сотрудников целям организации.

Каждая организация подобного типа рассматривается как неповторимая, обладающая уникальной комбинацией человеческих качеств, характеризуется своеобразным микроклиматом и историей. Если сочетание факторов окружающей среды подчиняется вероятностным законам и анализируется статистическими методами, то уникальные качества людей требуют особых способов. Технология рассматривается в закрытой социальной организации как условие межличностной коммуникации.

Структура организации меняется, когда организация набирает новый персонал, это является исключительным свойством неформальной организации, так как формальная не претерпевает изменений в случае замены одних индивидов другими.

Механизм контроляв закрытой социальной организации основан на групповых нормах и социальном давлении на тех, кто их нарушает. Модель описывается в терминах групповой динамики, нормативной структуры группы, группового консенсуса. Сплочённость группы прямо коррелируется с исполнительностью. В сплочённой группе групповые нормы благоприятствуют высокой производительности труда, качество исполнения лучше, и, наоборот, в несплочённой группе групповые нормы сдерживают рост производительности труда, а качество исполнения хуже.

Процесс принятия решенийв закрытой социальной организации основан на партисипативном менеджменте, который ориентирован на человека и на группу, на их участие в управлении. Лидерский стильсчитается оптимальным, если он ориентирован на человеческие отношения.

Открытая социальная организация. Она является полной противоположностью первому типу организаций. Эффективность функционирования этого типа организаций предполагает не материальную продуктивность, а адаптивность к окружающей среде, соответствие общественным ожиданиям, долговременное функционирование. Её прототипом является клановая система.Авторами открытой социальной системы являются Х.Пикль, Ф.Фрейдландер, Ф. Е.Трист, А.Гоулднер.

Цельоткрытой социальной организации – забота о самой организации, её эффективном функционировании, её росте, стабильности в противоположность ориентации на продукцию и оказание услуг, как это происходит в закрытой технической системе. Успех организации такого типа определяется расстановкой групп давления: собственников, потребителей, инвесторов, местной общины. Внешними признаками успеха служат отзывы клиентов и прессы о качестве продукции и оказываемых услугах.

Ситуация и окружение описываются здесь в терминах динамичности и неопределённости, непредсказуемости и гетерогенности. Ф.Эмери и Е.Трист назвали тип окружающей открытую социальную организацию среды турбулентным полем. Разновидностями названий открытой социальной организации являются космополитическая ориентация А.Гоулднера. клан В.Оуги. В качестве технической базы открытой социальной организации выступают нетрадиционные технологии и формы организации труда. Монопрофильную квалификацию работников сменяет многопрофильная.

Механизмы контроляза поведением сотрудников в открытой социальной организации отличаются гибкостью и демократизмом. Контроль основан на профессиональных нормах, стандартах и ценностях. Процесс принятия решений,по преимуществу стратегического типа, осуществляется благодаря разъединяющему инкрементализму в противовес рациональному процессу принятия решений, характерному для технической организации. В неопределённой, постоянно меняющейся среде управленческие решения основываются на риске и интуиции.

На первое место в открытой социальной организации выходит личность и стиль лидерства, а не формальные нормы и жёсткие правила. Особое место занимают управленческие группировки – кланы. Поскольку в открытых организациях таких группировок несколько, оптимальным лидерским стилемявляется кооптация, союз, консультации, а не доминирование. Культура клана операционализируется благодаря профессиональным нормам поведения.

Базис властив таких системах – референтность, экспертиза, информативность. Преобладающий тип контроля– договорный, представляющий собой форму социополитического поведения на институциональном уровне организации. Множество степеней свободы, характеризующих поведение индивидов в организации, означает, что они получают возможность влиять на конечные результаты её деятельности. Индивидуальные ценности, желания, мотивы приобретают институциональное значение и играют гораздо более важную роль в принятии решений, чем в закрытой технической организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: