Зороастризм

Зороастризм - древнеиранская религия, возникшая в VII-VI вв. до н.э. Имеет несколько названий: древнейшее из них - маздеизм – по имени бога Ахурамазды (европейский – Ормуд); авестизм – по названию священной книги – Авесты; огнепоклонство – по особой роли огня в религии; зороастризм – от имени пророка Заратуштры (европейский Зороастр) – легендарного его основателя. В современном мире зороастризм преимущественно сохранился в Индии под названием парсизм, в Иране же их называют гебрами. Общее количество зороастрийцев около 300 тысяч.

Вплоть до XVIII в. эта религия считалась утерянной, однако она была обнаружена в Индии: в период завоевания Ирана арабами и его исламизации и несколько позднее наиболее стойкие зороастрийцы переселились в Индию и сумели сохранить свою религию, хотя и в значительно измененном виде.

Сохранилась также, хотя и не полностью, и священная книга – Авеста, состоящая, по преданию из 21 книги.

Авеста состоит из отдельных частей, которые возникли в разные периоды. Древнейшие из них – чаты, содержит основная книга Авесты-Ясну (книга гимнов и молитв), написанная на древнеперсидском, или зендском, языке. Более поздние части написаны на среднеперсидском, или пехлевийском, языке, это: Вендидад – ритуальный кодекс жрецов; Яшт – сборник молитв; Висперед – молитвы, обращенные к правящей верхушке общества. Самая поздняя часть - Бундегеш – легендарная история пророка Заратуштры и пророчества.

До сих пор не удается выяснить место возникновения этой религии, более правдоподобным считается Северо-восточный Иран (нынешние Афганистан и Таджикистан).

Возникновение древнеиранской религии исследователи связывают с отделением древнеиранских племен от древнеиндийских во II тысячелетии до н.э. О былом единстве религий этих народов свидетельствуют общие элементы вероучения, боги, демоны, почитание животных, культ огня, духов умерших и т.д. Однако с этого времени развитие религии Ирана пошло своим путем.

Возникновение зороастризма относится к богатому и насыщенному религиозным творчеством и у многих других народов периоду, обусловленному социально-экономическими сдвигами на Ближнем и Среднем Востока.

Следует отметить, что вероучение зороастризма резко отличается от всех известных религий мира. Главным образом это резкий дуализм светлого, доброго и темного, злого начал, составляющий основную идею Авесты. Корни такого дуализма трудно поддаются объяснению: одни ученые видят в них резкие контрасты природы Ирана, другие связывают с первобытно-дуалистической мифологией, возводимой к мифу о братьях – близнецах. Однако наиболее правдоподобным представляется непрерывная вражда между оседлыми земледельческими племенами и кочевниками – скотоводами в древности.

Доброе и злое начало олицетворяется в образах духов света и добра - агуров и духов тьмы и зла – девов. Во главе первых духов стоит бог добра Ахурамазда, во главе вторых – Анхра – Майнью – бог злых, темных сил. Они постоянно противостоят друг другу в вечном антагонизме.

У Ахурамазды еще и шесть других духов, как бы его заместителей и множество других светлых духов – олицетворений чистых стихий – неба, солнца, воздуха, ветра, огня, воды и т.д., а также высоких нравственных качеств. Им противостоит такое же количество духов зла и тьмы – девы, также шесть великих демонов зла и более низких духов.

Оба великих бога – духа равноправны и считаются, соответственно, творцами доброго и злого начал. Между ними идет непримиримая борьба, в которой участвуют и люди: добрые на одной стороне, злые – на другой. Авеста призывает занять сторону Ахурамазды. Последователь зороастризма дает обет служить добру и бороться со злом.

Основными элементами культа выступают: жертвоприношение, ритуальное очищение, поддержание священного огня и другие. Культовая практика входила в обязанность жрецов – атраванов, которые руководили обрядом жертвоприношения. Соблюдение обрядовой чистоты по сути своей означает избегание всего нечистого. Нечистым считается все, преимущественно связанное со смертью - всякий труп, соприкосновение которого с чистыми стихиями – землей, водой и особенно огнем категорически не допускается. Это обстоятельство породило особый способ погребения покойников. Для этого сооружаются высокие башни – дакмы (дахмы или башни молчания). Оголенные трупы раскладывают на площадке вершины, и после того, как их обгладывают хищные птицы, чистые кости опускаются в огромный, изолированный подвал через отверстие в центре башни. Этим занимаются особые служители. Другие люди боятся и избегают эти башни, где по вероучению собираются злые духи –девы и устраивают шабаши.

В плане этики главная добродетель праведного человека – это пахать землю и сажать растения. Самые же тяжкие грехи, обрекающие душу на погибель – это сожжение трупа, употребление падали в пищу и противоестественные половые пороки. Помимо этого следует быть правдивым, делать добрые дела, говорить правду, не нарушать договоры и т.д.

В зороастризме судьба души после смерти ставится в прямую зависимость от веры в Ахурамазду и добрых духов, от веры в догматы в целом.

Эсхатологическое представление, т.е. учение о конце света и страшном суде выглядит следующим образом: появится спаситель Саошиант (по другой версии – сын Заратуштры, или новое его воплощение), который родится от девы и спасет человеческий род. Дух зла Анхра-Майнью будет окончательно повержен и наступит вечное царство Ахурамазды.

В зороастризме особое значение приобрел культ Митры, который фигурирует также в индийской религии. По всей вероятности – это олицетворение Солнца, он наделен также моральными качествами. Имя Митры переводится как верность. Хотя в текстах Авесты он не фигурирует, в народе пользовался большим почетом так, что в V веке его культ официально был узаконен персидским царем Артаксерксом II. С III в. до н.э. этот культ распространился далеко за пределами Ирана, проник и имел большое влияние даже в Римской империи.

Митра изображался великим воителем и победителем мифического быка. День его рождения был приурочен к периоду зимнего равноденствия – 25 декабря, что подчеркивает его связь с культом Солнца. В то же время Митра считался спасителем.

Следует отметить также, что зороастризм оказал большое влияние на формирование христианского и позднее исламского вероучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: