Процедура исследования. Первый этап эксперимента: определение понятий первого яруса

Первый этап эксперимента: определение понятий первого яруса

Перед испытуемым раскладывается часть картинок, изображающих средства передвижения. Инструкция состоит в том, что необходимо объединить картинки в 4 группы предметов, двигающихся:

A. При помощи человеческой физической силы.
Б. При помощи тяговой силы животных.
B. Под воздействием силы природы.
Г. Под действием механических сил.

Экспериментатор ведет протокол, где фиксирует «уроки» помощи, их количество и содержание, а также реакции и реплики, общее время выполнения задания. После того как классификация выполнена, экспериментатор переходит к определению понятий. Для этого экспериментатор раскладывает над каждой группой предметов надписи и комментирует: «Эти предметы на одном иностранном языке называются так (произносит новые названия)». Всего 4 названия: кирбон, сенсет, рудос и дишер (последовательность названий та же, что и в первой инструкции).


Рис. 12.3. Классификация Р. Натадзе


Рис. 12.4. Классификация Р. Натадзе


Рис. 12.5. Классификация Р. Натадзе


Рис. 12.6. Классификация Р. Натадзе


Рис. 12.7. Классификация Р. Натадзе


Рис. 12.8. Классификация Р. Натадзе


Рис. 12.9. Классификация Р. Натадзе

Затем экспериментатор ведет беседу с целью усвоения качества каждого слова: «Как ты думаешь, что значит кирбон»; и так про все 4 новых слова, подлежащих усвоению. Экспериментатор оказывает помощь, чтобы понятия были усвоены. Затем исследуется, как испытуемый относит к усвоенным понятиям дополнительные и незнакомые для него в этом эксперименте объекты. Предлагаются новые изображения, которые не предъявлялись в начале эксперимента. Испытуемый отвечает на следующие вопросы:

· Это кирбон или сенсет?

· Что раньше изобретено – кирбон или сенсет?

· Чего больше в большом городе?

· Чего больше в деревне? и др.;

Испытуемому задаются вопросы, позволяющие исследовать, в какой мере он овладел новыми понятиями. Испытуемый отвечает и обосновывает свой ответ.

Второй этап эксперимента: обобщение видовых понятий в родовое и определение понятий второго яруса (уровня)

Перед испытуемым лежат в ряд четыре карточки – новые слова, усвоенные в первом этапе эксперимента: кирбон, сенсет, рудос, дикшер. Картинок на столе уже нет. Инструкция состоит в следующем: «Кирбон и сенсет имеют общее название – виспес». Экспериментатор кладет эту последнюю запись над первыми двумя и повторяет: «Значит, сенсет и кирбон называются виспес». Затем то же самое проделывается относительно слова матпес, обобщающего рудос и дикшер.

Дальше ведется беседа на определение понятий второго яруса и осознанного употребления новых слов

Третий этап эксперимента: выработка понятий третьего яруса и овладение всей системой понятий

Над родовыми понятиями (виспес и матпес) размещается новая надпись – фарзенд. Вся система понятий теперь выглядит следующим образом:

Цель беседы с испытуемым состоит в выяснении правильности усвоения новых понятий. Примерные вопросы:

· Кирбоны – это фарзенды?

· Все ли фарзенды – кирбоны?

· Чего больше – кирбонов, сенсетов, рудосов, дикшеров вместе или фарзендов?

· Сколько видов фазенда известно тебе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: