Первый этап эксперимента: определение понятий первого яруса
Перед испытуемым раскладывается часть картинок, изображающих средства передвижения. Инструкция состоит в том, что необходимо объединить картинки в 4 группы предметов, двигающихся:
A. При помощи человеческой физической силы.
Б. При помощи тяговой силы животных.
B. Под воздействием силы природы.
Г. Под действием механических сил.
Экспериментатор ведет протокол, где фиксирует «уроки» помощи, их количество и содержание, а также реакции и реплики, общее время выполнения задания. После того как классификация выполнена, экспериментатор переходит к определению понятий. Для этого экспериментатор раскладывает над каждой группой предметов надписи и комментирует: «Эти предметы на одном иностранном языке называются так (произносит новые названия)». Всего 4 названия: кирбон, сенсет, рудос и дишер (последовательность названий та же, что и в первой инструкции).
Рис. 12.3. Классификация Р. Натадзе
Рис. 12.4. Классификация Р. Натадзе
|
|
Рис. 12.5. Классификация Р. Натадзе
Рис. 12.6. Классификация Р. Натадзе
Рис. 12.7. Классификация Р. Натадзе
Рис. 12.8. Классификация Р. Натадзе
Рис. 12.9. Классификация Р. Натадзе
Затем экспериментатор ведет беседу с целью усвоения качества каждого слова: «Как ты думаешь, что значит кирбон»; и так про все 4 новых слова, подлежащих усвоению. Экспериментатор оказывает помощь, чтобы понятия были усвоены. Затем исследуется, как испытуемый относит к усвоенным понятиям дополнительные и незнакомые для него в этом эксперименте объекты. Предлагаются новые изображения, которые не предъявлялись в начале эксперимента. Испытуемый отвечает на следующие вопросы:
· Это кирбон или сенсет?
· Что раньше изобретено – кирбон или сенсет?
· Чего больше в большом городе?
· Чего больше в деревне? и др.;
Испытуемому задаются вопросы, позволяющие исследовать, в какой мере он овладел новыми понятиями. Испытуемый отвечает и обосновывает свой ответ.
Второй этап эксперимента: обобщение видовых понятий в родовое и определение понятий второго яруса (уровня)
Перед испытуемым лежат в ряд четыре карточки – новые слова, усвоенные в первом этапе эксперимента: кирбон, сенсет, рудос, дикшер. Картинок на столе уже нет. Инструкция состоит в следующем: «Кирбон и сенсет имеют общее название – виспес». Экспериментатор кладет эту последнюю запись над первыми двумя и повторяет: «Значит, сенсет и кирбон называются виспес». Затем то же самое проделывается относительно слова матпес, обобщающего рудос и дикшер.
Дальше ведется беседа на определение понятий второго яруса и осознанного употребления новых слов
|
|
Третий этап эксперимента: выработка понятий третьего яруса и овладение всей системой понятий
Над родовыми понятиями (виспес и матпес) размещается новая надпись – фарзенд. Вся система понятий теперь выглядит следующим образом:
Цель беседы с испытуемым состоит в выяснении правильности усвоения новых понятий. Примерные вопросы:
· Кирбоны – это фарзенды?
· Все ли фарзенды – кирбоны?
· Чего больше – кирбонов, сенсетов, рудосов, дикшеров вместе или фарзендов?
· Сколько видов фазенда известно тебе?