Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.
Неформализованное интервью - это свободный диалог по определенной теме, с открытыми вопросами и нестандартизованной фиксацией ответов
Полуформализованное - задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные
Формализованное. Вопросы задаются по ранее подготовленному вопроснику с использованием карточек, не допускающих изменений в порядке постановки вопросов
Свободное интервью - не имеет плана и вопросов.
Глубинное интервью - цель объяснить причины фактов, явлений
Фокусированное интервью - изучает мнение о конкретном факте, ситуации
Интервью может проводиться на рабочем месте, по месту жительства, на специальном месте опроса.
Стимулируют процесс интервью - выражение согласия, кивок, улыбка, пауза, повтор вопроса, частичное несогласие, уточнение, указание на противоречие в ответах, просьба дополнить информацию.
|
|
Наблюдение
Методами исследования так же могут быть наблюдения - как регистрация исследователем событий и условий, имеющих место. Они могут быть формализованные и неформализованные, систематические и несистематические, открытые и скрытые, наблюдения должны быть дополнены контролем другими методами, повторными наблюдениями.
Методом изучения мнения может быть эксперимент - натурный - лабораторный, полевой, мысленный - модельный.
Применяется так же метод анализа документов - традиционный и формализованный.
Традиционный - это масса операций по интерпретации документа, его толкования, проникновения вглубь явлений, выявление связей и противоречий, явлений и фактов.
Формализованный, количественный метод называется контент-анализ. Это изучение большого количества документов, данных, отчетностей, протоколов, прессы, договоров.
Контент-анализ применяется:
- при требовании высокой степени точности и объективности анализа,
- при наличии обширного по объему несистематизированного материала,
- при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах,
- когда интерес представляет язык информации, его характеристика.
Контрольные вопросы
1. Что такое общественное мнение?
2. Понятие социологического исследования.
3. Сущность программы исследования и методика её составления.
4. Выборка и её виды, классификация, репрезентативность.
5. Методы исследования: опрос, интервью, наблюдение, эксперимент.
6. Практическое и теоретическое значение социологических исследований.