Сущность социальных институтов, их типы

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» (от лат. institutum) означает «устройство, установление».

Социальные институты являются специфическими образованиями, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на чётко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые элементы социальной жизни. В жизни люди, желая реализовать свои потребности, ищут различные способы, приемлемые образцы поведения, которые при частом повторении превращаются в стандарты, привычки, обычаи, образцы поведения, шаблоны. На этой основе разрабатываются приемлемые стандарты, система санкций, навыки, которые узакониваются общественным мнением.

Социальные институты – это определённая организация специальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которые объединяют важнейшие общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. При этом нужно отметить, что общественные ценности - идеи, цели, общественные процедуры - это образцы поведения в групповых процессах, система социальных связей - это сплетение социальных ролей и статусов. Пример - семья, институт дуэлей.

С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной, социальной функции.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

- более или менее чётко сформулированные цели своей деятельности;

- набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

- систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

- конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется ещё одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Дж. Ленски выделил ключевые социальные потребности общества:

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком, образованием, связью, транспортом;

2) потребность в производстве товаров и услуг;

3) потребность в распределении товаров, услуг и привилегий;

4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности);

7) потребность в поддержании системы неравенства (размещения общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев).

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество – становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом.

Социальная структура общества часто находит своё выражение в институтах, которые существуют в обществе.

Социологи выделяют несколько типов институтов: семейные, политические, экономические, образовательные, религиозные, институт науки, медицины, социальной деятельности, бизнеса, власти, промышленный, обрядовый, церковный и многое другое. В каждый институт входят группы, ассоциации с определенными целями и поведением.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов.

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг.

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти.

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов.

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций.

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Таким образом, социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают стабильность в обществе, порядок и социальные структуры.

На этой основе происходит замена спонтанного поведения индивидов на предсказуемое, регулируемое, ожидаемое, моделируемое. И осуществляется это в виде институционализации. Этот процесс невозможен без появления социальной потребности - материальной, духовной, культурной, физиологической.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

· возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

· формирование общих целей;

· появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

· появление процедур, связанных с нормами и правилами;

· институционализация норм и правил, процедур, их принятие, практическое применение;

· установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Институционализация представляет собой процесс упорядочения и формализации социальных связей, определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, приведение их в такую систему, которая способна удовлетворить общественные потребности. Особенно они проявляются в коммуникации, в обеспечении безопасности граждан, в социальном контроле за поведением членов общества, в производстве продуктов и услуг, в распределении благ и привилегий. Отсюда важным компонентом институционализации является материальная, финансовая и ресурсная её базы.

Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Отсюда, термин социальный институт подразумевает упорядочение, формализацию общественных связей и отношений. Институт обладает такими чертами как:

· постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений

· четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи

· регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов

· наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов

Все социальные институты имеют общие характеристики:

· наличие цели своей деятельности

· функции, обеспечивающие достижения целей

· набор социальных позиций, ролей и статусов

В зависимости от сферы действий, функций, социальные институты делятся на:

Реляционные институты - определяют ролевую структуру общества по различным признакам: полу, возрасту, образованию, виду занятий, способностям.

Регулятивные институты определяют границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы.

Культурные институты – идеологические, религиозные, связанные с искусством, образованием, духовным развитием общества и личности.

Интегративные институты – связаны с социальными ролями, ответственными за удовлетворение интересов и потребностей социальной общности.

Традиционные институты – держатся вековых традиций, ритуалов, родственных отношений, обрядов, обычаев, сформированных исторически.

Современный социальный институт – государство, семья, наука, мораль, личность, бизнес и другие.

Традиционными социальными институтами являются: институты собственности, институты власти, институты права, институт семьи, институт - образования и науки, институт - средств массовой информации, институт здравоохранения, институт управления, институт бизнеса, религии и многие другие. Все институты имеют институциональные признаки, в виде культурных символов, кодексов поведения, идеологии. Культурные символы могут быть в виде материального или нематериального элемента культуры, дают представление об институте, его образ: для государства – флаг, герб, для церкви – распятие, для университета – эмблема «альма-матер». Кодексы поведения – это выраженные в правилах нормы поведения, которые несут в себе необходимые ролевые установки и ролевое поведение, неформальные традиции, ожидания (присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа).

Идеология – выступает как система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Она включает в себя главные, основополагающие убеждения данного института, в комплексе содержит кредит доверия институту, оправдывает и объясняет его деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: