Тара: классификация и назначение

Тарой называют промышленные изделия из разнообразных материалов (дерева, фанеры, картона, металла, полимерных материалов и т. п.), предназначенные для упаковки товаров и обеспечивающие их сохранность в процессе транспортирования.

К основным функциям тары относятся: функция защиты от повреждений, обеспечения удобства транспортирования и грузопереработки, и информационная функция.

Тара делится на потребительскую, дополнительную, производственную и транспортную.

Потребительскую тару (коробки, банки, пачки, пакеты, флаконы и т. д.) используют для расфасовки товаров и доставки их потребителю.

Дополнительную тару (мешки, чехлы, картонные ящики, коробки) используют для предохранения изделий от климатических и агрессивных воздействий внешней среды.

Производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, комплектующих, готовой продукции и т.д. внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары чаще всего изготавливают из металла, поскольку ей приходится выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы, т.к. по условиям эксплуатации производственная тара вляяется многооборотной.

Транспортная тара (ящики, бочки, барабаны, фляги, мешки и т. п.) предназначена для упаковки различных грузов, которые предварительно упакованы в потребительскую или дополнительную тару или не упакованы в нее.

В зависимости от жесткости конструкций и способности сохранять свою первоначальную форму тару делят на жесткую, полужесткую и мягкую и изготавливают:

- жесткую (бочки, ящики, бидоны, цистерны, бутылки, барабаны, фляги, баллоны) – из металла, дерева, пластмасс, стекла;

- полужесткую (ящики и коробки картонные, решетки, корзины) – из картона, полимерных материалов, пластмасс, лозы;

- мягкую (мешки, кули, пакеты) – из ткани, пленок, полимерных материалов, бумаги.

По условиям эксплуатации тара бывает: разовая (мешки и пакеты из бумажных и полимерных материалов); многооборотная, рассчитанная на многократное использование (ящики, бочки, бидоны); многоцелевая – для различной продукции (ящики) и специальная — для определенных изделий или продукции (баллоны).

В нормативной документации по перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом. Кодовое число определяет вид тары, буква – род материала. Первая группа шифра определяет транспортную тару, последняя – потребительскую тару; например, шифр 20Д-04М означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.

Цифровые и буквенные коды тары приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Цифровые и буквенные коды тары

Цифровой код Вид тары Буквенный код Материал
       
  Отсутствие тары А Алюминий
  Баллоны Б Бумага
  Барабаны Д Дерево дощатое
  Бочки Ж Жесть белая
  Банки К Картон
  Бутыли (бутылки) Л Льноджутокенаф
  Бидоны М Металлы разные
  Вкладыши Н Нитролак
  Канистры П Пластмасса, полимеры
  Коробки
  Корзины Р Резина

Окончание табл.2.1

       
  Контейнеры С Стекло
  Мешки Ц Целлофан
  Обертка Ф Фанера, плиты древесностружечные
  Обрешетка
  Пакет на поддоне Х Холщевина
  Пакет в обвязке Э Эбонит
  Пачки, связки    
  Рулоны    
  Фляги    
  Ящики    

Грузовым местом называется единица тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих одно целое при транспортировке.

Прочность тары должна быть достаточной для того, чтобы не было ее поломок и остаточных деформаций при соответствующей высоте штабелирования грузовых мест (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Высота штабелирования в зависимости от массы грузового места

Масса грузового места, кг Число рядов в штабеле
  8–10
81–500 6–8
501–1000  
более 1000  

Тара грузовых мест массой 2 т и более должна иметь приспособления (рымы) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления на транспорте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: