Тарой называют промышленные изделия из разнообразных материалов (дерева, фанеры, картона, металла, полимерных материалов и т. п.), предназначенные для упаковки товаров и обеспечивающие их сохранность в процессе транспортирования.
К основным функциям тары относятся: функция защиты от повреждений, обеспечения удобства транспортирования и грузопереработки, и информационная функция.
Тара делится на потребительскую, дополнительную, производственную и транспортную.
Потребительскую тару (коробки, банки, пачки, пакеты, флаконы и т. д.) используют для расфасовки товаров и доставки их потребителю.
Дополнительную тару (мешки, чехлы, картонные ящики, коробки) используют для предохранения изделий от климатических и агрессивных воздействий внешней среды.
Производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, комплектующих, готовой продукции и т.д. внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары чаще всего изготавливают из металла, поскольку ей приходится выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы, т.к. по условиям эксплуатации производственная тара вляяется многооборотной.
|
|
Транспортная тара (ящики, бочки, барабаны, фляги, мешки и т. п.) предназначена для упаковки различных грузов, которые предварительно упакованы в потребительскую или дополнительную тару или не упакованы в нее.
В зависимости от жесткости конструкций и способности сохранять свою первоначальную форму тару делят на жесткую, полужесткую и мягкую и изготавливают:
- жесткую (бочки, ящики, бидоны, цистерны, бутылки, барабаны, фляги, баллоны) – из металла, дерева, пластмасс, стекла;
- полужесткую (ящики и коробки картонные, решетки, корзины) – из картона, полимерных материалов, пластмасс, лозы;
- мягкую (мешки, кули, пакеты) – из ткани, пленок, полимерных материалов, бумаги.
По условиям эксплуатации тара бывает: разовая (мешки и пакеты из бумажных и полимерных материалов); многооборотная, рассчитанная на многократное использование (ящики, бочки, бидоны); многоцелевая – для различной продукции (ящики) и специальная — для определенных изделий или продукции (баллоны).
В нормативной документации по перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом. Кодовое число определяет вид тары, буква – род материала. Первая группа шифра определяет транспортную тару, последняя – потребительскую тару; например, шифр 20Д-04М означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.
Цифровые и буквенные коды тары приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Цифровые и буквенные коды тары
|
|
Цифровой код | Вид тары | Буквенный код | Материал |
Отсутствие тары | А | Алюминий | |
Баллоны | Б | Бумага | |
Барабаны | Д | Дерево дощатое | |
Бочки | Ж | Жесть белая | |
Банки | К | Картон | |
Бутыли (бутылки) | Л | Льноджутокенаф | |
Бидоны | М | Металлы разные | |
Вкладыши | Н | Нитролак | |
Канистры | П | Пластмасса, полимеры | |
Коробки | |||
Корзины | Р | Резина |
Окончание табл.2.1
Контейнеры | С | Стекло | |
Мешки | Ц | Целлофан | |
Обертка | Ф | Фанера, плиты древесностружечные | |
Обрешетка | |||
Пакет на поддоне | Х | Холщевина | |
Пакет в обвязке | Э | Эбонит | |
Пачки, связки | |||
Рулоны | |||
Фляги | |||
Ящики |
Грузовым местом называется единица тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих одно целое при транспортировке.
Прочность тары должна быть достаточной для того, чтобы не было ее поломок и остаточных деформаций при соответствующей высоте штабелирования грузовых мест (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Высота штабелирования в зависимости от массы грузового места
Масса грузового места, кг | Число рядов в штабеле |
8–10 | |
81–500 | 6–8 |
501–1000 | |
более 1000 |
Тара грузовых мест массой 2 т и более должна иметь приспособления (рымы) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления на транспорте.