Тактика оценки технических дефектов элементов автодорог

Выполнив все необходимые исследования технического состояния элементов автодорог на основании разработанной тактики поиска технических дефектов, эксперт имеет возможность обнаружить нарушение работоспособности отдельных элементов, а также установить дефект, приведший к возникновению отказа.

Однако обнаружения наличия и причины конкретного дефекта еще недостаточно следствию для решения уголовного дела по существу. Эксперту на основании специальных познаний необходимо установить время возникновения технического дефекта; если он возник до происшествия, то проанализировать еще ряд причинно-следственных связей между ним и наступившими последствиями, его влияние на работоспособность тех элементов автодороги, которые в определенной дорожной обстановке используются для изменения режима движения, направления движения и т.д., а также причинно-следственные связи между обнаруженным дефектом и действиями водителя транспортного средства и должностных лиц, ответственных за эксплуатацию автодороги и ее ремонт.

Эксперту необходимо оценить обнаруженные технические дефекты элементов автодорог с точки зрения САДЭ, т.е. установить время возникновения, влияния на факт происшествия (столкновения, наезда, опрокидывания и т.д.) и возможность своевременного обнаружения.

Для установления времени возникновения, влияния того или иного дефекта на техническую сторону происшествия и возможность своевременного обнаружения технического дефекта элементов автодорог, необходимо использовать определенные средства, приемы и способы, составляющие тактику оценки технических дефектов элементов автодорог (см. рис. 3.2.1).

Вначале (1) определяется время возникновения дефекта. Эти исследования проводятся на основании знаний назначения, принципа работы и конструктивных особенностей конкретных элементов, условий работы,

Рис. 3.2.1. Принципиальная схема тактики оценки технического дефекта элементов автодорог.

величины и направления действия нагрузок, особенности взаимодействия дороги с автомобилем. Важную роль при этом играют данные, получаемые в процессе исследований элементов автодороги на стадии поиска технического дефекта (величина и характер износа рабочих поверхностей дороги; наличие на рабочих поверхностях признаков, не характерных для нормального, естественного износа; характер, величина и направление деформации покрытия; обнаруженное при исследовании после происшествия взаимное положение автомобиля относительно рабочих поверхностей дороги и т.п.). Достаточно большую информацию о времени возникновения дефекта можно получить в результате материалографических исследований, а также по ряду внешних признаков (например, месту, величине и характеру растекания тормозной жидкости, степени проникновения ее в слой дорожного покрытия, площади растекания и т.п.).

Оценка технического дефекта элементов автодороги на предмет того, приводит или не приводит он к отказу участка автодороги (2), производится на основании сравнения действительных основных выходных рабочих параметров, характеризующих степень эффективности и работоспособность, с нормативными значениями.

Установление наличия технической причинной связи между обнаруженным отказом и фактом дорожно-транспортного происшествия (наездом, столкновением, опрокидыванием и т.п.) (3) производится: во-первых, с учетом того, используется ли данный элемент, в котором обнаружен отказ, при управ­лении транспортным средством для изменения режима движения в иссле­дуемом случае; во-вторых, с учетом исследования механизма дорожно-транспортного происшествия, в частности, возможности (водителем) предотвратить данное происшествие с установленной эффективностью действия элемента автодороги.

Например, если происшествие, связанное со столкновением транспортных средств, имело место в дневное время, то установленный факт отсутствия лампочки в одной из фар автомобиля не находится в причинной связи с происшествием, т.к. такой ДТФ как видимость полотна дороги не изменяется. Наличие такой неисправности могли обнаружить перед выпуском транспортного средства в рейс как ответственное за выпуск лицо, так и водитель. Этот факт может явиться предметом профилактических рекомендаций.

Если же в случае аналогичного механизма дорожно-транспортного происшествия будет обнаружено, например, что сцепные качества дорожного полотна имеют недостаточную эффективность, то для решения вопроса о наличии (отсутствии) причинной связи между обнаруженным дефектом и фактом столкновения необходимо провести исследование механизма происшествия, учитывая наличие (отсутствие) у водителя технической возможности предотвратить происшествие при удовлетворительных сцепных качествах дорожного полотна.

Определение возможности обнаружения данного отказа при проверке технического состояния (4) или в процессе содержания автодороги (5) производится на основании: установленного времени его возникновения (по 1), конкретного характера проявления, места нахождения повреж­дения (скрытый или открытый дефект), данных материалографических исследований, с учетом перечня операций по проверке технического состояния дороги, предусмотренных должностными инструкциями для лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт автодороги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: