Первобытные верования связаны друг с другом. У каждого племени был собственный тотем. Тотемизм – это система религиозных верований в родство между племенем и животным или растением. Тотем не обожествляли, не наделяли божественными свойствами, а просто верили в родство с ним. У многих народов причинение вреда священным растениям и животным расценивалось как святотатство и сурово наказывалось. У кельтов специальные законы оберегали их священные дубовые рощи. Преступника, содравшего кору дерева, прибивали к той части дерева, которую он осмеливался ободрать. Бесчеловечно, аморально, негуманно таковы будут характеристики современного человека относительно этого примера. Но он вписан в логику первобытности, ведь с точки зрения одушевления природы дерево такое же живое, как и обидчик, и его кожа послужит заменой коре дерева.
Таким образом, система ценностей, логика первобытного человека имеет принципиальное отличие от современного мышления.
Консервативность первобытного общества
|
|
Сознание первобытного человека консервативно. Любое новшество воспринималось как опасность, поскольку нарушало привычный, традиционный ход жизни. Поэтому первобытность ориентирована на прошлое. Изменения в образе жизни происходили, но медленно и касались всего уклада жизнедеятельности людей. Особое место в первобытной культуре занимает вопрос о происхождении семьи. Групповой брак предполагал соединение на брачный период, принятый в данной родовой общине. После брачного периода пары не имеют друг перед другом никаких обязательств. Дети принадлежат роду, воспитываются коллективно. Коллективность - это также характерная черта первобытности. Образ жизни меняется в условиях нового способа хозяйства, когда хозяйство переориентируется с присваивающего на производящее. В условиях нового способа ведения хозяйства усиливается роль мужчины, что приводит к исчезновению матриархата (господство женщин), но значение женщины в первобытном обществе по - прежнему остается велико.