Советская художественная жизнь в 30-40 –е годы

В советском официальном обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30-40-е годы объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято – утверждающим, даже эйфорическим. Здесь же следует иметь ввиду трагическую противоположность, сложившуюся в стране в довоенные годы. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с ''вождизмом''. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Провозглашение метода соцреализма в искусстве

В 1932 году были распущены ряд творческих объединений, а в апреле 1934 года на Первом всесоюзном съезде советских писателей выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший видение роли художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве ''основного творческого метода'' советской культуры был рекомендован ''социалистический реализм''. Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование ''нового типа сознания'', которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным определение писателей как ''инженеров человеческих душ'' Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования ''нового человека''. Однако художественная практика в 30-40-е годы оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В этом смысле культура советского периода продолжила традиции России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: