Искусственный аборт (история проблемы)

Абортом называется всякое прерывание беременности. Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии.

Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности ("Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария"). В то же время Аристотель считал аборт допустимым. В позиции Арис­тотеля обращают на себя внимание два момента: необходи­мость абортов обосновывается у него демографическими целя­ми (регулированием рождаемости); одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась "чув­ствительность" и "двигательная активность".

В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве заро­дыш трактовался как часть тела матери, поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион был наделен некоторыми граж­данскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление против прав родителей, если кто-то стремил­ся достичь таким путем имущественных прав.

Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себе связано с возникновением христианства. Уже в эпоху ран­него христианства аборт отождествляется с убийством челове­ка. В христианской традиции отно­шения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эм­брион обретает бессмертную душу, когда происходит его оду­шевление. Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-й день для девочек, то средневе­ковые богословы и философы-схоласты (уже не различая по­ла) указывали то на 40-й, то на 80-й день. Эти положения нео­жиданно "перекликаются" с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности. В средние же века утверждение церкви об обре­тении эмбрионом бессмертной души в определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым наказанием за аборт. Согласно своду германских законов «Каролина» (XVI в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью. Смертная казнь была введена в 1649 г. и в России.

Основоположник отечественно­го акушерства Н.М. Максимович-Амбодик (1744 - 1812) еще в 1784 г, предвосхищал концепцию медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических случаях на первое место ставить спасение матери, а не плода.

В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика материнской смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусст­венного прерывания беременности в таких случаях.

Хирургическая техника искусственного аборта путем вве­дения в полость матки медицинских инструментов известна примерно с 1750 г. Однако вначале по причине высокого риска таких операций дипломированными врачами они делались очень редко. Если этот метод и применялся в те годы, то неза­конно практикующими врачевателями.

Во второй половине XIX в. в США возникает общенацио­нальное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем игра­ло руководство авторитетной Американской медицинской ас­социации. Основываясь на эмбриологических открытиях, вра­чи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента появления ощущаемых мате­рью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880 г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX в.

В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступле­ниях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значи­тельно строже, если он имел место после появления шевеления плода.

В Германии в эти же годы производство аборта за день­ги считалось отягчающим обстоятельством.

Во Франции нака­зание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 г. по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе.

В дореволюционном законодательстве России четко раз­личались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщи­ны и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения бере­менности. Принадлежность лица, производящего криминаль­ный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и по­вивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.

В профессиональной медицинской среде моральные оцен­ки искусственного аборта отнюдь не совпадали целиком с юри­дической квалификацией. Среди отечественных врачей во вто­рой половине XIX - начале XX в. имелись альтернативные под­ходы к этой проблеме. Особый интерес представляют дискус­сия об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговско­го общества в 1913 г. Выступая на съезде, доктор Л. Личкус го­ворил: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества".

Пироговский съезд, признав аморальность искусственно­го выкидыша, тем не менее, пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовной наказуемости плодоизгнания. В резолюции Съезда, в частности, сказано: «1.Уголовное преследование матери за искусственный выки­дыш никогда не должно иметь места. 2. Также должны быть ос­вобождены от уголовной ответственности и врачи, производя­щие искусственный выкидыш по просьбе и настоянию. Ис­ключение из этого положения должны составлять врачи, сде­лавшие искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду врачебных советов».

В XX веке в дискуссии о допустимости аборта особенно активно включаются феминистские движения. Протест сто­ронников феминизма против традиционного положения жен-шины в обществе (против "отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность") касался и ее сексуаль­ной роли, то есть обязательно затрагивал и вопросы половой морали.

В 50-е годы XIX в. одна из первых американских фемини­сток, С. Гримке, в очерке "Супружество" писала о "праве жен­щины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах", В начале XX в. американская феминистка М.Сангер впервые употребляет понятие "контроль над рожда­емостью", которое вначале имело смысл пропаганды использо­вания средств контрацепции, а несколько позднее стало рас­сматриваться также и в контексте евгенических идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: