Парадигмы понимания личности

Смерть – это конец жизни. Биологи считают, что не будь смерти, наша планета давным-давно была бы покрыта толстой корой некоей самой стойкой биологической субстанции. Известный биолог Лайен Уатсон по этому поводу пишет: «Смерть помогает сохранить необходимое равновесие в целой популяции, не позволяя ей, сильно разрастись и стать неуправляемой. Не будь смерти, мир бы завоевали организмы развивающиеся быстрее остальных. Одна маленькая невидимая бактерия может самостоятельно произвести за несколько часов огромное потомство, равное весу человека, а каждый грамм почвы содержит сто миллионов таких патриархов. Менее чем за два дня вся поверхность Земли была бы покрыта зловонными дюнами бактерий всех цветов радуги. Беспрепятственно размножаясь, простейшие дают нам такую же картину за 40 дней.

О смерти говорится во всех самых ранних этических системах, ярче всего в античной мифологии, индуизме, зороастризме, буддизме. Смерть рассматривается в них как результат, связанный с моральной оценкой личности умершего, его отношениями с окружающими людьми и «высшими силами». Первой смертью на земле, как повествует Библия, стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином. В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями, как «тишина», «молчание», «страна забвения», «прах», «бездна». Пророки трактуют ее, прежде всего как уничтожение возможности любого действия – даже во славу Господа. Но все же есть и надежда на воскресение; о ней говорится в книге Исаии (26,19), в книге Иова (19,25) и особенно у Иезекииля (37,9-14). Даниил говорит, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление» (12,2).

С религиозно-мифологическими представлениями о смерти связаны развитие понятий о душе, загробном мире и многие религиозно-магические обряды (погребальный культ, культ предков и др.). В греческой мифологии смерть олицетворена в образе Танатоса (Таната), принадлежащего к старшему, доолимпийскому поколению богов. По имени Таната названа наука о смерти – танатология, рассматривающая биологические и медицинские аспекты этого сложнейшего природного явления. В мифах о бессмертии, в сказках о «живой воде» воплотились вековые мечты человека побороться со смертью и победить ее. В 1936 г. молодой московский врач В.А. Неговский основал лабораторию экспериментальной физиологии по оживлению организмов. Ныне академик РАМН В.А. Неговский – всемирно известный ученый, один из основоположников реаниматологии, продолжает изучать тайны новой научной дисциплины, с помощью которой была возвращена жизнь сотням тысяч людей различного возраста, находившихся в состоянии клинической смерти. Отделения интенсивной терапии, реаниматологии стали неотъемлемой частью больниц, родильных домов. «Смерть, умирание и оживление: этические аспекты» – так называется статья академика В.А. Неговского, опубликованная в 1992 г. в журнале «Врач» (16). В ней маститый ученый пишет, что «оживление надо проводить не только после клинической смерти, но и на более ранних стадиях умирания – в период агонии или даже в предагональном состоянии. Можно привести десятки доводов в оправдание отказа от такой помощи: больной был в очень тяжелом состоянии, истощен, перенес тяжелое заболевание, длительное время дыхание и сердечная деятельность были несовершенными и т.д. Иными словами, в глазах посторонних отказавшийся от проведения реанимационных мероприятий может найти оправдание. Но всегда ли это обоснованно? Нередко врачу реаниматологу приходится иметь дело с действительно безнадежными больными, но определяющими могут быть только критерии, принятые в реаниматологии. В частности, доказательство наступающей или приближающейся гибели мозга, которую уже нельзя предотвратить»,- совершенно справедливо считает В.А. Неговский.

«Человек есть существо умирающее» – это суждение принадлежит к разряду банальных истин. Нет ничего более очевидного, и в то же время, в буквальном смысле, менее очевидного для человека, чем его собственная смерть. Отношение человека к смерти человека – это всегда отношение, моделирующее всю систему моральных взаимосвязей и взаимозависимостей. Символично, что смерть в иудео-христианском понимании стала первым проявлением и обнаружением «зла» как моральной реальности. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизнеобеспечивающим принципом для любого человеческого сообщества. Новые медицинские критерии смерти человека – «смерть мозга» – и новые социальные подходы к индивидуальной смерти – «право на смерть» – не только частное, конкретное дело медицины. «Физика» смерти, такова уж ее особенность, непосредственно связана с «метафизикой» смерти, т.е. ее моральным и социальным измерением.

Проблема смерти – это проблема по существу своему морально-религиозная и медицинская. И если религия и мораль – это своеобразная «метафизика» человеческой смерти, то «физикой» ее является медицина. На протяжении веков в пространстве европейской христианской цивилизации они дополняли друг друга в процессе формирования траурных ритуалов, обычаев, норм захоронения и т.п. Медицинские гигиенические нормы и признаки возможности ошибок при диагностике смерти (случаи мнимой смерти и преждевременного захоронения) разумно сочетались с обычаем христианского отпевания и захоронения на третий день после смерти. Медицинская диагностика смерти, связанная с констатацией прекращения дыхания и остановкой сердцебиения, была непротиворечиво связаны с христианским пониманием сердца и дыхания как основ жизни.

Не удивительно, что первые научно обоснованные попытки оживления умерших были связаны с восстановлением дыхательной способности и функции кровообращения. Так, например, в 1805 году доктор Е. Мухин предлагал с целью оживления мнимо умерших, вдувать в легкие воздух с помощью мехов. К началу XIX века во многих странах Европы ставился вопрос о новом определении смерти, которая связывалась уже с отсутствием эффекта реакции организма на искусственное дыхание. В XIX веке началось бурное развитие медицинских технических средств, которые успешно использовались для более точной констатации смерти, и одновременно проходили испытания новых способов оживления организма. В России первая удачная попытка оживления сердца, извлеченного из трупа человека, была произведена в 1902 году доктором А.А. Кулябко (Томский университет). В 1913 году Ф.А. Андреев предложил способ оживления собаки с помощью центрипетального введения в сонную артерию жидкости Рингера-Локка с адреналином. В 20-е годы был сконструирован первый в мире аппарат для искусственного кровообращения. Он был назван его создателем С.С. Брюхоненко и С.И. Чечелиным «автожектор».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: