Одна из отличительных черт отношений, связанных с природопользованием, состоит в том, что они находятся в процессе развития и становления. Во-первых, непосредственному воздействию общества подвергаются все новые компоненты и связи окружающей среды, поэтому область природопользования не всегда может быть строго очерчена, ее границы постоянно расширяются, и по мере увеличения степени использования природных ресурсов и природных объектов возникает настоятельная необходимость предотвращать дальнейшее разрушение экологических систем и поддерживать их равновесие. Во-вторых, развитие в России рыночных отношений и в природопользовании изменяет их экономическое содержание: возникает необходимость учета природного фактора в сделках на недвижимость и появляются новые элементы и инструменты при регулировании природопользования и управлении им.
Основная часть природных ресурсов в России принадлежит государству, поэтому другим субъектам они предоставляются в пользование. Природопользование с правовой точки зрения – это совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование. Субъектами природопользования выступают граждане и юридические лица, его объектами – определенные компоненты природной среды.
|
|
Классификация природопользования осуществляется по нескольким основаниям: по порядку и условиям пользования – общее и специальное природопользование; по объектам – землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование и т.д.; по срокам пользования – бессрочное (постоянное) и срочное (временное), которое, в свою очередь, может быть долго- или краткосрочным (табл. 10).
Особое значение имеет деление природопользования на общее и специальное. Общее природопользование – это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой, которое предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека. Оно непосредственно вытекает из Конституции РФ и конкретизируется в нормах текущего законодательства (лесного, водного и др.).
Таблица 11
Виды природопользования
Основания классификации | Виды |
Порядок и условия природопользования | Общее |
Специальное | |
Объекты природопользования | Землепользование |
Лесопользование | |
Недропользование | |
Пользование животным миром | |
Сроки пользования | Бессрочное |
Срочное (временное): – долгосрочное; – краткосрочное |
Специальное природопользование означает возможность использовать в установленном законом порядке определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества и осуществляется на основании специального юридического документа (лицензии, договора аренды, государственного акта и др.). Оно, как правило, является платным.
|
|
Природопользование для нашей страны имеет важнейшее значение. Отраслевая структура промышленности характеризуется достаточно высокой долей добывающих отраслей – более 30%. В результате свертывания производства в 90-е гг. на предприятиях обрабатывающего сектора промышленности страна превратилась в сырьевую, чем подрывается устойчивость ее развития. Необходимость решения острых экономических проблем в России отодвинула на второй план осознание последствий экологического кризиса. Оживление экономики на базе устаревших неэкологичных технологий может подтолкнуть страну к очередному экономическому кризису из-за необходимости тратить огромные средства на ликвидацию экологических последствий. Поэтому социально ориентированная стратегия развития России должна формироваться с учетом целей и задач, связанных с реализацией принципов устойчивого развития.
В мировой практике существуют две системы отношений собственности на природные ресурсы: общественная (бывший СССР) и смешанная, где присутствуют государственная и частная собственность. С переходом России на рыночные отношения возникла необходимость создания новой системы собственности на природные ресурсы.
При смешанной системе, которая действует в большинстве стран, наряду с государственной собственностью на природные объекты существует частная собственность: земельные участки и другие элементы природной среды отданы конкретным собственникам, обладающим всеми правами владения, распоряжения и пользования. Смешанная система собственности распространена в странах, где сложилась высокая культура отношения людей к природе, налажен общественный контроль за качеством окружающей среды и довольно жесткое государственное регулирование природопользования. Например, в США большая часть лесов находится в собственности фермеров и других субъектов, что совсем не означает, что собственники могут распоряжаться лесами, как им вздумается. Природный ресурс, будь это земельный участок либо лесной массив, воспринимается как национальное благо, и государство уже давно регламентирует деятельность собственников.
Однако не все природные ресурсы могут быть объектами собственности. Как определить, кому принадлежит приземный воздушный бассейн, а тем более ассимиляционный потенциал, который активно используется в процессе производственной деятельности, сопровождаемой загрязнением окружающей природной среды? Ассимиляционный потенциал – это естественный природный ресурс, который проявляется в способности экосистем принимать и обезвреживать вредные примеси, поступающие в атмосферу, водоемы, почву, без изменения основных свойств этого природного ресурса, что дает возможность добиться существенной экономии на природоохранных издержках. На государственном уровне разрабатывается механизм его использования. Для решения данной проблемы необходимо, во-первых, определить количество загрязняющих веществ, которое может принять окружающая природная среда; во-вторых, осуществить распределение между предприятиями-претендентами права на использование этого ограниченного ресурса до уровня предельно допустимых концентраций (ПДК), до уровня экономического оптимума.
Формирование смешанной системы собственности на природные ресурсы в России происходило на основе осуществления процесса передачи (приватизация, аренда, безвозмездное пользование) природных ресурсов конкретным владельцам. Были осуществлены следующие шаги.
|
|
1. Определены природные ресурсы, которые могут иметь конкретного субъекта собственности, но не могут быть объектом частной собственности.
2. Определены федеральные ресурсы, т.е. признаки, по которым природные ресурсы могут быть отнесены к федеральной собственности.
3. Определены объекты собственности совместного ведения Федерации и ее субъектов.
4. Определена собственность субъектов Федерации и муниципальная собственность.
В Федеративном договоре о разграничении ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами власти и управления субъектов Федерации к совместному ведению отнесено природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности, особо охраняемые территории. По взаимной договоренности федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. Практически это нашло отражение в комплекте документов, прилагаемых к уставу субъекта Федерации, регулирующих права и полномочия по конкретному природному объекту.
Право собственности на природные ресурсы регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и актами экологического законодательства.
В настоящее время в Российской Федерации юридически признаются и защищаются следующие основные формы собственности на природные ресурсы:
1) государственная (Российской Федерации и ее субъектов);
2) муниципальная (муниципальных образований);
3) частная (граждан и юридических лиц);
4) иная.
Российское государство продолжает оставаться крупнейшим собственником природных богатств страны. Объектами государственной собственности являются большая часть земель, лесной и водный фонды, недра, дикая фауна и другие природные ресурсы (рис. 2).
Рис. 2. Государственная собственность на природные ресурсы
Часть природных объектов и ресурсов находится в федеральной собственности. К ним относятся природные объекты и ресурсы, имеющие общегосударственное значение, либо связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также относящиеся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
|
|
Частная собственность согласно законодательству распространяется на земельные участки (ст. 36 Конституции РФ) и на то, что расположено на них – древесно-кустарниковую растительность и пруд, обводный карьер (ст. 8 Водного кодекса РФ) и месторождения полезных ископаемых общераспространенного назначения (рис. 3).
Рис. 3. Федеральная собственность на природные ресурсы