Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1. Территориальности – каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.
2. Иерархичности – органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.
3. Централизма и децентрализма – по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения, принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.
4. Выборности и назначаемости – в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.
|
|
5. Коллегиальности и единоличия – в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.
6. Гласности и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись.
7. Законности – который выражается в организации и деятельности органов государства: а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.
8. Принцип разделения властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность – органами исполнительной власти, судебная власть – судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.