Понятие «политической системы»

Политическая жизнь общества осуществляется в рамках особого социального механизма, который обеспечивает ее целостность, упорядоченное единство. Этот механизм называется политической системой общества.

Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.

Американские политологи Д. Истон и Г. Арманд разработали теорию кибернетического подхода к политической системе.

Политическая система, по Истону, состоит из следующих основных подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций. С точки зрения механизма функционирования политическая система, по Истону, - это саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающий извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, соблюдение законов, участие в голосовании и т.д.

Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия оказывают влияние на окружающую среду.

Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев населения. В системе нарастают стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Д. Истон предложил понимать политику как процесс принятия и реализации решений, связанных с властными отношениями. Требования, предъявляемые к системе, он разделил на 1) распределение (о зарплате и рабочем времени, об условия получения образования, услугах); 2) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроля над рынком и т.п.) и 3) коммуникативные (демонстрация политической силы, информация о системе). При всей значимости теории Д. Истона, в ней по сути дела, не раскрыты внутренняя структура и специфика элементов политической системы.

В отличие от этой теории, Г. Алмонд в своей модели политической системы стремится учитывать психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне от народа, из государственных структур, но и от правящей элиты. Ввод информации, по Алмонду, складывается из анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции.

Функции вывода информации состоят из 1) установления правил (законодательная деятельность), 2) применение правил (исключительная деятельность правительства), 3) формализации правил (придание им юридического оформления), 4) непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). Таким образом, функционирование политической системе предполагает изучение ситуации и максимальный учет ее особенностей. Только на этой основе возможна выработка адекватного политического решения проблем. В модели Алмонда особое внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Современные концепции политической системы предлагают различные критерии ее определения. Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Исследователи политических систем, выделяют ряд основных признаков:

во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимосвязи нет, возникает состояние, противоположное целостности – распад, дезинтеграция общества;

во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей;

в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания.

в-четвертых, для политической системы характерно реагирование всех элементов на внешнее воздействие. В этом случае усилие государственных органов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: