В финансовом менеджменте применяются два основных подхода к максимизации массы и темпов наращивания прибыли:
Сопоставление предельной выручки с предельными затратами наиболее эффективно при решении задачи максимизации массы прибыли. В первой главе эта задача была в основном решена, но к ней еще придется вернуться.
Сопоставление выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами применяется не только для расчета максимальной массы прибыли, но и для определения наивысших темпов ее прироста.
Комбинирование этих двух подходов в зависимости от целей анализа дает отличные практические результаты.
Итак, суммарные затраты предприятия — как производственные, так и внепроизводственные, независимо от того, относятся ли они на себестоимость или на финансовые результаты — можно разделить на три основные категории:
Переменные (или пропорциональные) затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.
|
|
Постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы и т. п.
Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т. п. В дальнейшем величиной смешанных затрат можно пренебречь ради ясности изложения. При конкретных же расчетах, если вам необходима точность, придется выделять постоянную и переменную «доли» в смешанных затратах и причислять эти «доли» к постоянным и переменным затратам соответственно. Чтобы не затемнять суть дела, абстрагируемся сейчас также от налога на добавленную стоимость (будем брать сразу чистую выручку от реализации) и налога на прибыль.
Какова практическая польза от классификации затрат на переменные и постоянные? Во-первых, такое деление помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Во-вторых, эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений. Короче говоря, классификация затрат необходима для операционного анализа, который будет подробно рассмотрен далее.
На рис. 1 показаны три графика поведения суммарных переменных издержек в расчете на заданный объем производства. Каждый из графиков имеет свой угол наклона к горизонтальной оси, зависящий от величины переменных издержек на единицу продукции. Чем меньше угол наклона графика издержек, тем выгоднее бизнесу: небольшие переменные расходы на единицу продукции связывают меньше оборотного капитала и обещают более значительную прибыль.
|
|
И пер = Ипер ед*Q
Рис. 1.
Постоянные издержки графически изображаются горизонтальной линией для каждого из релевантных (краткосрочных, не требующих нового скачка постоянных издержек) периодов. В нашем примере (рис. 2) постоянные издержки равны 1200 тыс. руб. и не изменяются при падении или росте объема производства.
постоянные издержки, тыс. руб.
|
И пос ед = И пос/Q
Смешанные издержки включают элементы и переменных, и постоянных расходов. Примеры смешанных издержек: оплата электроэнергии, которая расходуется в технологическом процессе и, кроме того, идет на общие нужды; зарплата продавцов, состоящая из постоянного оклада и комиссионных с продаж и т. д. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.
Сложением переменных и постоянных издержек, в которые включены и расклассифицированные смешанные затраты, получают суммарные (полные) издержки на весь объем продукции (рис. 3).
Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный период: структура издержек, суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции неизменны лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж.
Пример 1
Предположим, что постоянные затраты в 1200 тыс. руб. сохраняют свое постоянство в диапазоне от 0 до 4 тыс. единиц производства и реализации продукции. Но если менеджер надеется довести объем реализации до 8 тыс. единиц, то постоянные издержки возрастут до 1400 тыс. руб. Это означает формирование нового релевантного диапазона по объему сбыта.
Кроме того, необходимо помнить о характере движения издержек (суммарных и на единицу продукции) в ответ на изменение объема продаж. Игнорирование особенностей поведения издержек (см. табл. 1) может иметь печальные последствия для бизнеса.
Таблица 1. Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема производства (сбыта) в релевантном диапазоне
Объем производства (сбыта) | Переменные издержки | Постоянные издержки | ||
Суммарные | На единицу продукции | Суммарные | На единицу продукции | |
Растет | Увеличиваются | Неизменны | Неизменны | Уменьшаются |
Падает | Уменьшаются | Неизменны | Неизменны | Увеличиваются |