Углубленный операционный анализ

Мы уже выяснили ранее, что на величину порога рентабельнос­ти влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоян­ных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска (а также и финансового — в той ме­ре, в какой в постоянных затратах присутствуют проценты за кре­дит). Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабель­ности, и тем значительнее предпринимательский риск. Теперь систематизируем нашу информацию.

Фактор Изменение фактора Порог рентабельности
Цена реализации Увеличивается Снижается Снижается Поднимается
Переменные затраты на единицу продукции Увеличиваются Снижаются Поднимается Снижается
Совокупная величина постоянных затрат Увеличивается Снижается Поднимается Снижается

Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услугу). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то из­делию будут относиться амортизационные отчисления по обору­дованию, на котором именно данное изделие производится, зар­плата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты — это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, за­траты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным админист­ративным зданиям, расходы на научные исследования и инженер­ные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разне­сти» по отдельным товарам. Универсальный способ — отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорцио­нально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.

Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный то­вар с прямыми постоянными затратами и вычислениепромежу­точной маржи — результата от реализации после возмещения пря­мых переменных и прямых постоянных затрат.

Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.

Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой и прибылью (см. нижеследующий пример). Же­лательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.

ВМ = Выр – И пер

ПрМ =ВМ – И пр пос

В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет про­межуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед опе­рированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее вы­годных изделий, появляется возможность решения проблемы ис­пользования цеховых производственных мощностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: