Требуется запроектировать дорожную одежду с цементобетонным покрытием на дороге I категории.
Исходные данные
ширина проезжей части для движения в одном направлении - 7,5 м;
ширина земляного полотна (с учетом обочин) - 15 м;
расчетный срок службы покрытия - 25 лет;
расчетная нагрузка на дорожную одежду типа А1;
статическая нагрузка на поверхность покрытия от колеса расчетного автомобиля - Qк = 50 кН;
давление в шинах - 0,6 МПа;
расчетный диаметр отпечатка колеса: движущегося - D = 37 см; неподвижного - D = 33 см;
интенсивность движения, ед./сут, в первый год службы дорожной одежды характеризуется следующими данными:
лёгкие грузовые автомобили с нагрузкой на ось 50 кН.......................... 1080
средние грузовые автомобили с нагрузкой на ось 70 кН....................... 950
тяжелые грузовые автомобили с нагрузкой на ось 100 кН.................... 1940
автобусы с нагрузкой на ось 96 кН........................................................... 500
показатель ежегодного роста интенсивности движения - q = 1,05;
дорожно-климатическая зона - II, подзона - II1;
схема увлажнения рабочего слоя - 2;
грунт земляного полотна - супесь пылеватая;
глубина промерзания - 1,5 м;
глубина залегания грунтовых вод - 1,8 м;
коэффициент фильтрации дренирующего материала (песка) - Кф = 3 м/сут;
материал покрытия - бетон класса Вtb4,4;
материал основания - песок, укрепленный цементом; нижний слой - песок среднезернистый;
расчетная влажность грунта Wp = 0,855Wт.
Назначение расчетных характеристик грунта и материалов дорожной одежды
Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:
1) Требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 3.1 Рекомендаций:
для вычисленной ниже интенсивности движения, приведенной к расчетной нагрузке (1418 ед./сут), вероятность предельного состояния (уровень надежности) - 0,95; коэффициент прочности - Кпр = 1,00.
2) Расчетную влажность грунта рабочего слоя по формуле
где
(равнинные районы);
D3 = 0,00, т.к.
t = 1,71 при Кн = 0,95.
Получаем Wp = 0,73(1 + 0,1×1,71) = 0,855.
3) Расчетный модуль упругости грунта по табл. для супеси пылеватой - Wр = 0,855Wт; Eгр = 27 МПа.
4) Определение расчетной интенсивности движения.
Сначала число воздействий автомобилей с различной нагрузкой на ось Qi приводим к числу воздействия расчетных нагрузок:
по формуле (5) Рекомендаций находим коэффициент приведения i-го автомобиля с нагрузкой на колесо Qi к нормативно нагрузкеQк = 50 кН:
лёгкие грузовики - Sn = (25,0/50,0)4,64 = 0,04;
средние грузовики - Sn = (35,0/50,0)4,64 = 0,19;
тяжелые грузовики - Sn = (50,0/50,0)4,64 = 1,00;
автобусы - Sn = (35,0/48,0)4,64 = 0,83.
По табл. 3.2 Рекомендаций для двух полос движения fпол = 0,55.
По формуле (3.2) находим интенсивность движения Nпр, приведенную к расчетной нагрузке:
Np = 0,55(0,04×1080+0,19×950+1,0×1940 + 0,83×500) = 1418 ед./сут.
По формуле (3.4) определяем расчетную повторность нагружения при Т = 25 лет; Трдг = 210 сут; q = 1,05:
5) Расчетные характеристики сопротивления грунта сдвигу по табл. П.2.4 ОДН 218.046-01:
для супеси пылеватой jгр = 10°; Сгр = 0,003 МПа.
6) Плотность грунта 1,9 т/м3.
7) Модуль упругости материала верхнего слоя основания (песок, укрепленный цементом) по табл. П.3.6 ОДН 218.046-01: для песков средних, укрепленных цементом и соответствующих марке 40, Ец гр = 550 МПа.
8) Модуль упругости песчаного слоя основания по табл. П.2.6 ОДН 218.046-01 для песка среднезернистого Еп = 120 МПа.
9) Характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П.2.4 ОДН 218.046-01 jп = 26°; Сгр = 0,002 МПа.
10) Модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П.1.1 Рекомендаций:
для бетона класса Btb4,4 Ptb = 55, Е = 36000 МПа.
11) Характеристики для расчета конструкции на морозоустойчивость:
Для цементобетонных покрытий с условиями эксплуатации по 1-й расчетной схеме допускаемая величина общего приподнятая от выпучивания 3 см.
Определение необходимости проведениярасчета конструкции на морозоустойчивость
Грунт земляного полотна (супесь пылеватая) является сильнопучинистым по ОДН 218.046-01 (табл. 4.2).
Условие морозоустойчивости - lпуч < lдоп,
где lпуч - расчетное (ожидаемое) пучение грунта земляного полотна;
lдоп - допускаемое для данной конструкции пучение грунта.
Величина возможного морозного пучения равна:
lпуч = lпуч(ср)×KУГВ×Kпл×Kгр×Kнагр×Kвл;
lпуч(ср) = 3; KУГВ = 0,53; Kпл = 1,0; Kгр = 1,1; Kнагр = 0,9; Kвл = 1,25;
zпр = zпр(ср)×1,38 = 1,5×1,38 = 2,07 м» 2,0 м;
lпуч = 3×0,53×1,0×1,1×0,9×1,25 = 1,97 см < 3 см.
Условие морозоустойчивости выполнено, так как lпуч < 0,8lдоп.
Расчет необходимой толщины дренирующего слоя
Удельный вес воды по табл. 5.3 ОДН 218.046-01:
q = 4,5 л/(м2×сут); Кпк = 1,6; Квог = 1,0; Кг = 1,2; Кр = 0,9;
qp = 4,5×1,6×1,0×1,2×0,9: 1000 = 0,0078 м3/(м2×сут);
q¢ = qp×(В/2) = 0,0078×75 = 0,02925 м3/м2;
q¢/Кф = 0,02925/3 = 0,00975.
По номограмме 3,5×hнac/L = 0,11;
L = 7,5 + (0,75 + 0,35/2)×1,5 = 12,64 м;
hнас = 0,11×12,64/3,5 = 0,40 м;
hзап = 0,14 м;
hп = 0,40 + 0,14 = 0,54 м.
Поскольку требуемая толщина дренирующего слоя превышает заданную, следует применить конструкцию с прикромочным дренажом.
Назначение конструкции дорожной одежды
Назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:
покрытие - цементобетон класса Btb4,4; Е = 36000 МПа;
основание - песок, укрепленный цементом, марки 40;
Ец гр = 550 МПа; hц гр = 16 см;
нижний слой основания - песок среднезернистый;
Еп = 120 МПа; hп = 35 см.
Определение эквивалентного модуля упругости
1) На уровне дренирующего слоя песка:
при Егр = 27 МПа; Еп = 120 МПа; hп = 35 см; D = 50 см по формуле (3.13) Рекомендаций
по формуле (3.12)
2) На уровне слоя цементогрунта:
при Ец гр = 550 МПа; Еэ = 51,25 МПа; hц гр = 16 см; D = 50 см
Определение расчетной прочности бетона
По формуле (3.8), при SNp = 14,823299,
Kу = 1,08×(SNp)-0,063 = 0,38.
По формуле (3.7) Рекомендаций
Определение толщины покрытия
1) По формуле (П.2.3) Рекомендаций определяем расчетную нагрузку:
Q = 50×1,3 = 65 кН.
2) По формуле (3.10) определяем радиус отпечатка колеса qш = 0,6 MПa:
3) Для нескольких значений h определяем:
lу - по формуле (3.11);
Kt - по табл. 3.4;
spt - по формуле (3.9);
Ку - по формуле
Значения указанных величин приведены в табл. 1.
Таблица 1
Значение h, см | lу, см | Kt | spt | Кy |
81,22 | 0,85 | 2,23 | 0,42 | |
89,34 | 0,80 | 2,04 | 0,39 | |
97,47 | 0,73 | 1,95 | 0,37 |
4) Строим график зависимости Кy = f(h).
С помощью этого графика определяем значение h = 23 см, соответствующее требуемому значению Кy = 0,38.
Расчет по сдвигу в грунте земляного полотна
По табл. 3.7 Рекомендаций находим Ер = 1770 МПа.
Расчет производится в соответствии с пп. 3.30 - 3.37 ОДН 218.046-01.
По формуле (3.12) ОДН 218.046-01
Еср/Егр = 725,8/27 = 26,88;
По номограмме (3.3) ОДН 218.046-01, при j = 10°,
По формуле (3.13) ОДН 218.046-01 Т = 0,01×0,6 = 0,006 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяем по формуле (3.14) ОДН 218.046-01, где CN = 0,003 МПа; Кд = 1,0;
Zоп = 23 + 16 + 35 = 74 см;
jст = 34° (табл. П.2.6 ОДН 218.046-01);
gср = 0,002 кг/см3;
0,1 - коэффициент для перевода в МПа;
Тпр = 0,003 + 0,1×0,002×74×tg34° = 0,013 МПа;
Кпр = 0,013: 0,006 = 2,17, что больше Кпр = 1,0 (см. табл. 3.1 ОДН 218.046-01).
Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по сдвигу в грунте.
Расчет промежуточного слоя (песка) на устойчивость против сдвига (по ОДН 218.046-01)
1) По формуле (3.12)
Еср = (1770×23 + 600×16)/39 = 1290 МПа;
Ер = 1770 МПа, h = 23 см;
Ец гр = 600 МПа, h = 16 см;
Еп = 120 МПа, h = 35 см;
CN = 0,002 МПа, jN = 27°;
Ев/Ен = 1290/51,25 = 25,17; hв/D = 39/37 = 1,05;
По формуле (3.13) Т = 0,016×0,6 = 0,0096 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига Тпр в песчаном слое определяем по формуле (3.14) ОДН 218.046-01,
где CN = 0,002 МПа; Кд = 4,0;
Zоп = 23 + 16 = 39 см;
jст = 34° (табл. П.2.6 ОДН 218.046-01);
gср = 0,002 кг/см3;
0,1 - коэффициент для перевода в МПа;
Тпр = 4×(0,002 + 0,1×0,002×39×tg34°) = 0,029 МПа;
Кпр = 0,029/0,0096 = 3,03; (см. табл. 3.1 ОДН 218.046-01).
Следовательно, условие по сдвигоустойчивости в песчаном слое основания выполнено.