Задание 1. Прочитайте тексты. Укажите, кто их создавал. Найдите их адресант. (Используется иллюстрация №, Приложение 3). Определите стиль и жанр текстов. Ответ обоснуйте.
1. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно. Нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. (Принцип 2 декларации прав человека)
2. Икэбана
Перевести слово «Икэбана» можно так: цветы, которые живут, или другая жизнь цветов, так и хочется добавить «составленных в букет». Но это не букет в нашем понимании, а настоящее художественное произведение из живых цветов и веток в сосуде.
Известно много школ и направлений икэбаны. Икэбана известна в Японии с древних времен. Этому искусству всегда обучали и обучают детей с малых лет. Но настоящими мастерами, художниками икэбаны становятся немногие.
Икэбану дарят родным или друзьям на праздник или просто из добрых чувств, расположения друг к другу. (По материалам журнала…)
|
|
3. Название возникло в конце XV века и до начала XVIII употреблялось наряду с названиями Русь, Русская земля, Московское государство. С XVI века оно именовалось еще Российским царством, в период с 1721 по 1917 гг. – Российской империей. С 1918 г по 1922гг. – РСФСР, позже – республика в составе СССР. С 1992 года – это Россия, Российская Федерация. (В. Немчикова)
4. Ты людям явилась впервые
В названии реченьки – Рось,
Потом обернуться Россией
Росинке лесной довелось.
Тебя мы у сердца носили,
В Боях заслоняли собой.
Ты больше, чем мать, - ты Россия,
И все мы бессмертны тобой.
И нет в мире слова красивей,
Оно, словно солнце во мгле.
И именем светлым России
Все росы горят на земле.
А. Коваль-Волков
Задание 2. Сравните тексты. Что в них общего? А в чем различие?
1. Неказиста, шишковата
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!».
(Картофель)
2. Картофель знают на Руси лишь с XVIII века. Картофель богат минеральными веществами. По их содержанию он превосходит многие овощи. В медицине картофель применяется для лечения сердечно-сосудистых и почечных заболеваний, улучшает обменные процессы, процесс пищеварения.
Картофельный сок обладает противовоспалительным, спазмолитическим, ранозаживляющим, общеукрепляющим действиями. (По А. Синякову)
3. Картофель тушеный со сметаной
На 10 картофелин -1 стакан сметаны (сливок), зелень укропа, соль, специи по вкусу.
Картофель промыть, очистить и снова промыть. Затем нарезать кружочками, положить в глиняный горшочек, добавить соль, специи. Залить сметаной, поставить в духовку и тушить при закрытой крышке до полной готовности. После чего картофель обильно посыпают измельченным укропом. К столу подают с салатом из свежих овощей.
|
|
- Укажите структурную схему последнего текста. (Название – продукты и их количество – последовательность приготовления.)
- Проиллюстрируйте процесс приготовления картофеля тушеного со сметаной.
- Сколько у вас получится иллюстраций? (7)
- Можно ли иллюстрации поменять местами? Почему? (Нет, в кулинарном рецепте важна последовательность выполнения действий.)
Задание 3. Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Ответ обоснуйте.
У кошек есть воскресная Газета интересная, Где в трех столбцах – не менее – Даются объявления: | «Могу подвал или чердак От крыс очистить срочно.» «Знакомство ищет холостяк С владелицей молочной.» |
«Ищу уютный, теплый дом Со старым креслом, очагом, Без сквозняков и без ребят, Что за хвосты нас теребят.» | Так целый день до темноты В любое воскресенье Читают кошки и коты Кошачьи объявления… |
«Нужна синьора средних лет Для чтенья книжек и газет. Условье: знанье языков В соседних лавках мясников.» | (Дж. Родари) |
Задание 4. Сравните тексты.
1.Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов Работать будет станция Для рощ и для лесов! Сегодня в нашу студию (Внимание! Внимание!) Слетятся птицы разные На радиособрание! | Во-первых, по вопросу: Когда, в каком часу Удобнее и выгодней использовать росу? Второй вопрос назрел давно: Что эхом называется? И если есть в лесу оно, То где оно скрывается? |
(Ю. Тувим) |
2. Внимание, внимание!
Кораблик к нам плывет.
Целую компанию
Кораблик нам везет.
Внимание, внимание1
Кораблик вдруг нырнул,
Пропала вся компания – кораблик утонул…
Но вот кораблик снова
Плывет средь камышей.
Да это птица чомга
Катает малышей!
А. Масленникова
- Что в них общего? (Оба текста начинаются с одних и тех же слов «Внимание, внимание!»)
- Можем ли мы спрогнозировать по такому началу стиль и жанр текста? (Да. Как правило, с этих слов начинается объявление – деловой стиль изложения.)
- Содержат ли объявление эти тексты? (В первом случае да, а во втором нет.)
- Почему второй текст не содержит объявление, хотя автор использует устоявшуюся форму привлечения внимания? (Цель привлечь внимание к необычному кораблю. Это средство выражения авторского отношения к увиденному: его удивление, восхищение и умиление птицей чомгой, которая катает своих малышей. Им уютно у мамы на спине и спокойно, как на комфортном корабле.)
Задание 5. Прочитайте текст.
В четверг объявление
Было в газете:
«Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке Барбос.
Барбос от хвоста
И до носа оброс.
Он жил у вокзала,
На улице Новой,
В квартире 14
У Ивановой.
Нашедшему выдадут
Много наград –
Конфеты, пирожные
И шоколад».
В. Орлов
- Каким стилем изложения отличается объявление? (Официально-деловым стилем.)
- Можно ли сказать, что в данном случае полностью реализуется этот стиль? (Нет, так как присутствует слова, свойственные художественному стилю.)
- Измените текст так, чтобы он полностью соответствовал деловому стилю.
Задание 6. Прочитайте отрывок. Из какого он произведения? Кто автор?
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
-Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
- Это надо проверить, сказал Цветик.
- Ты знаешь, что такое рифма?
-Рифма? Нет, не знаю.
-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик.-Например: утка-шутка, коржик-моржик.
-Понял?
-Понял.
|
|
-Ну, скажи рифму на слово «палка».
-Селедка, - ответил Незнайка.
-какая же это рифма: палка-селедка? Никакой рифмы в этих словах нет.
Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
(Н. Носов)
- Определите стиль текста. Ответ обоснуйте.
- Что вы можете сказать о Незнайке и Цветике, оценивая их разговор?
- Кто был прав?
- Способный ли Незнайка?
- Давайте попробуем быть поэтами и поучимся составлять тексты стихотворений. А для этого нужно научиться рифмовать слова.
- Прочитайте, добавляя пропущенные слова.
Я хотел устроить бал –
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый … (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости… (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту …(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошки…(не нашли).
Д. Хармс.
- Что помогло нам вставить слова?
- Прочитайте те, слова, которые вы вставили в текст. Можно ли по ним спрогнозировать содержание текста? Дайте определение этим словам.
- Обобщите все, что вы знаете о стихотворении и дайте определение этому жанру.
Задание 7. Прочитайте текст, определите его тему.
- Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего
Для мая расцвела.
- А ты трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего
Для майского денька.
- А вы, березы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника!
- Для праздника!
- Для Мая! Для весны!
Е. Благинина
- Определите стиль текста? Ответ обоснуйте.
- Что же происходит в природе в мае?
- Какое это время года?
- Что вы еще можете увидеть в мае? Как природа празднует приход весны? (Желтый ковер одуванчиков, белые шапки яблонь, вишен, в мае зацветает сирень, особенно красива махровая сирень.)
-* Составьте текст об этом времени, изменив форму изложения (в жанре сказки/рассказа).