Ключевых слов

правильно ли используются опорные слова (слова-связки),

соответствуют ли использованные слова выбранному стилю,

соответствуют ли использованные слова выбранному типу,

соответствует ли структура текста выбранному типу

Рассмотрим, как работает этот алгоритм на практике.

Например, учитель моделирует ситуацию: вам очень хотелось иметь котенка и вдруг вы его получаете в качестве подарка в День своего рождения. Вы, безусловно, хотите поделиться этим неожиданным, но приятным для вас событием с ребятами.

Из ситуации вытекает тема текста – например, мой котенок или долгожданный подарок и т.п.

Далее младший школьник определяет цель создания текста – сообщить, воздействовать или пообщаться. (Например, сообщить одноклассникам о подарке и воздействовать на их эмоциональную сферу – стиль текста будет художественным). Выяснив тему будущего текста, его стилистическую принадлежность, младший школьник определяет коммуникативную задачу – жанр текста (сказка, или рассказ,или стихотворение).

Далее формулирует основную мысль. (Например, с моим Пушистиком вчера произошел необычный случай, или самый дорогой в мире подарок, или что за чудо мой Малыш и т.п.)

Из сформулированной основной мысли определяется коммуникативное намерение, тип текста. (Например, описать котенка – текст-описание; рассказать об интересном приключении, которое произошло с «подарком» - текст-повествование; объяснить, почему этот подарок самый дорогой – текст-рассуждение.)

Далее младшие школьники определяют структуру текста в соответствии с выбранной типологической принадлежностью текста.[11]

Следующие шаги направлены на конкретную реализацию задуманного, школьники создают текст: отбирают ключевые и опорные слова, стилистические окрашенные слова и слова, соответствующие выбранному типу текста, что в целом определяет объем текста, его языковое и грамматическое оформление. Ключевыми словами могут быть следующие: день рождения, долгожданный подарок - котенок, аквариум, рыбки, стол, горький опыт. Примером опорных слов (слов-связок) может послужить такой ряд слов: долгожданный подарок, котенок, он, очаровательный малыш, у него, Пушистик. Так как в качестве примера рассматривается текст художественного стиля, то используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Пушистик), перифразы (очаровательный малыш, долгожданный подарок) и другие средства выразительности. Тип текста также обусловливает использование характерных языковых средств. Если текст-описание, то, как правило, используется много образных прилагательных или наречий – эпитетов (пушистый комочек, мягкая шерстка, изумрудные глаза, нежно прижимался, преданно смотрел и т.п.); если текст-повествование – глаголов, передающих динамику действия (открыл дверь, увидел, прыгнул, начал лизать, налил молоко, услышал стук, забился под ковать и т.д.); если текст-рассуждение – слова-мостики: потому что – поэтому, если…то, может быть, во-первых – во-вторых – наконец и др.

Создав текст, школьники проверяют не только орфографически, пунктуационно и грамматически грамотное оформление, но и коммуникативную целесообразность, соблюдение текстовых норм, то есть реализуют третий блок алгоритма создания текста – блок «Проверяю».

Формирование у младших школьников умения создавать текст - процесс творческий, длительный и трудоемкий. Он должен, на наш взгляд, осуществляться с учетом основ текстопостроения, что отвечает современным требованиям школы – формирование и развитие языковой личности в свете коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: