Формируем умения «развертывать» текст

Задание 1. Прочитайте начало текста.

Удивительный мир раскинулся всего в нескольких метрах от палубы судна. Это мир морских животных. Веками люди имели о них очень смутное и не всегда верное представление. И только водолазные костюмы, маски да специальные подводные аппараты дали людям возможность сначала заглянуть в этот мир, а потом изучить его…(С. Сахарнов)

- Продолжите текст, используя ключевые слова (на выбор): вежливые крабы, морские ежи, причудливые кораллы, красивые, но опасные рыбы, разнообразные раковины как сокровища моря, черепахи, скаты.

Перед тем, как приступить к написанию сочинения, ознакомьтесь с материалами энциклопедий или других источников о ключевых словах.

Задание 2. Рассмотрите типологические цветы. (См. иллюстрации № 5-7) Что между ними общего? (Они имеют одну тему – друг)

- Почему цветы разные? (Потому что тексты будут разной типовой принадлежности.)

- Какого типа будет текст, составленный по колокольчику? (Повествование. В цветочках колокольчика «живу» глаголы, по которым можно спрогнозировать содержание текста.)

- Что символизируют ромашки? Одинаковые ли они? (Одна ромашка соответствует тексту описания, в ее серединке располагается тема текста – мой друг, а по лепесткам те ключевые моменты, по которым мы можем все рассказать о друге. Это будет рассказ (жанр текста), в котором дается описание друга (тип текста – описание). Вторая ромашка соответствует тексту-рассуждению, и в ее сердце лежит основная мысль, тезис. А в лепестках слова-мостики, обеспечивающие логику изложения мыслей.

Составьте тексты по необычным цветам.

Задание 3. Прочитайте тексты. Сравните их.

1.Я веселая, я проворная,

Крылья черные, спинка черная.

А бока мои, бока белые,

Как цветы весной

Цветы вербные.

(В. Степанов)

2. Охотники очень не любят сорок. Эти птицы своим громким криком могут сорвать охоту! Сорока все время следует за охотником и кричит.

Все звери и птицы в лесу слышат этот сорочий сигнал и понимают, что им грозит опасность.

(По материалам журнала «Свирель»)

- Есть ли между ними что-то общее или нет? (Общая тема – сорока)

- Что мы узнаем о сороке в первом тексте? (Ее внешний вид и «характер»)

- Какое намерение выразил автор в этом тексте? (Описать птицу)

- Составьте типологический цветок к данному тексту.

Веселая Крылья

Сорока бока,

проворная как цветы вербы

спинка

- Какое намерение выразил автор во втором тексте? Что он хотел рассказать о сороке? Определите тип текста. (Обосновать, почему сороку не любят охотники, текст-рассуждение.)

- Составьте типологический цветок к этому тексту.

Громкий крик сорвать охоту

следует Охотники сорочий сигнал

за охотником не любят сорок

опасность

звери и птицы понимают

- Посмотрите на получившиеся два цветка, на лепестках которых «поселились» ключевые слова текстов.

- Составьте свой собственный текст о сороке, используя ключевые слова текстов. Порядок следования ключевых слов и их комбинации зависят от вашего желания.

Задание 4. Составьте текст по цепочке опорных слов

Котенок → у него → ему → он → малыш → он → с ним → его.

- Определите тему текста. (Котенок)

- Сформулируйте основную мысль и напишите текст.

- Сравните свой текст с текстом вашего сверстника.

Мне на день рождения подарили очаровательного котенка, который стал новым членом нашей семьи. Шерсть у него длинная, пушистая, кончик хвоста и ушей белые, а сам черный-пречерный. Ему только два месяца. Поэтому он больше всего любит молоко и творожок. Мы его назвали Малыш. Он очень забавный. С ним всегда случаются какие-нибудь смешные истории. Мы его все очень любим.

Задание 5. Прочитайте текст.

В лесу начинается показ мод. Наконец-то каждое деревце, каждый кустик могут похвалиться своими новыми нарядами…

- Составьте текст, используя ключевые слова: клен, березки, елочки, рябинушка, а также слова для справок: платье в горошек, красно-бордовый костюм, темно-зеленая шубка, золотые вечерние платьица, солнечный сарафан.

- Помните, что при составлении текста не путайте слова «одеть» и «надеть»: одеваем кого-то, надеваем что-то на кого-то.

Задание 6. Прочитайте начало текста Г. Скребицкого.

Многие звери меняют к зиме свой летний наряд. Новые меховые шубки их гуще и теплее. …

- На что меняют звери летний наряд? (На зимнюю одежду)

-Продолжите текст, опираясь на ключевые слова: лисица, пушистая шубка, белочки, рыжие, серые, заяц, бурый, цвет травы и листвы, прячется, беляк.

-Сравните полученный текст с исходным авторским.

Посмотрите, как нарядилась лисица. Она надела чудесную пушистую шубку. Хлопотуньи –белочки летом были рыжие. Теперь они серенькие.

Летняя одежда зайца бурая. Она подходит под цвет травы и листвы. Зимнее платье у зверька белое. И зовут его за это беляк.

Задание 7. Прочитайте начало текста О. Кургузова.

Жил-был Шумок. Шума от него было немного. Он же маленький. Пошумит-пошумит и престанет, пошумит-пошумит и устанет. Это днем. А ночью ему снилось, будто он уже взрослый, сильный Шум….

- Определите тему этого текста, стиль и жанр. Ответ обоснуйте.

- Подумайте, что мог далее рассказать автор в своем тексте? Сформулируйте основную мысль своего текста и запишите придуманный вами текст.

Задание 8. Прочитайте.

Раньше, говорят старики, никакой Земли не было. И все звери и птицы жили на большой-пребольшой льдине. Этой льдину носило по морю. Никто не знал, куда их несет и зачем. Все жили весело и знать ничего не хотели – песни пели, плясали и вообще ни о чем плохом не думали. Однако льдину все ломало и ломало, она таяла да таяла, и наконец до зверей дошло, что скоро их поглотят волны… (А. Старостин)

- Закончен ли текст по смыслу?

- Что дальше могло произойти с обитателями на льдине?

- Составьте текст, используя указанные в справке ключевые слова.

Слова для справок: дедушка Медведь, совет зверей, братец Олень, песец, Мышка-Пеструшка, Пуночка, Солнышко, льдина стала совсем маленькая, холодная вода, Ветер, Земля.

Задание 9. Прочитайте текст, в котором говорится о народных приметах. Расширь его, добавляя свои приметы.

Хорошо пожить за городом, когда рядом лес и река. Очень интересно наблюдать за природой. Есть народные приметы, по которым можно определять, какая будет завтра погода, а значит, стоит ли идти на рыбалку или в поход.

Ждем хорошего дня, если дым от костра тянется вверх столбом,…

А вот приметы наступающей плохой погоды: заря ярко-красного цвета,…

Явно быть дождю, когда ласточки низко летают,… Если на лужах вовремя дождя пузыри – дождь будет продолжительным.

Понаблюдайте за природными явлениями, и вы откроете для себя много нового и интересного.

Справка: на траве обильная паутина, подняты вверх ветки елок, комары и мошки летают роем, к вечеру сильно стрекочут кузнечики; куры и воробьи купаются в пыли, лягушки выползают из болота, перистые облака, рыба выскакивает из воды и хватает мошек, земляные червяки выползают, лягушки выползают из болота и хрипло квакают.

Задание 10. Напишите сочинение по пословице «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость».

- Что будет выражать этот заголовок? (Основную мысль)

- Какой будет тип текста?(Рассуждение)

- Используйте в своем тексте следующие слова-мостики: потому что. если…то,может быть, однако, поэтому.

- Объясните, что такое хорошая книга.

- Используйте в своем тексте элементы описания или повествования.

Задание 11. Прочитайте текст.

Нужна сказка. Вы видели муравьев? На них по-разному можно посмотреть. Как на мелких никчемных букашек. Как на букашек, полезных для леса. Как на лесных лекарей, изготовляющих муравьиный спирт. А что, если попробовать увидеть в них жителей лесных сказочных царств? Неутомимых строителей гигантских лесных пирамид? Или даже пришельцев с далеких планет? Вдруг нам откроется то, о чем мы даже и не догадывались, что было нам невдомек?... (Н. Сладков)

- Как же автор предлагает взглянуть на муравьев? Ответы учитель записывает на отдельных карточках. Далее карточки перемешиваются, а класс делится на группы. Капитан каждой команды вытаскивает карточку. Затем команды составляют текст. Далее тексты озвучиваются и сравниваются. Младшие школьники отмечают, что на один и тот же предмет, на одну и ту же тему текста можно посмотреть по-разному, и тогда тексты получаются совершенно различные.

Задание 12. Конечно, обидно, что «облетел весь лист цветной»,однако и в этом есть своя прелесть. Ведь наступило время листопада, когда земля превращается в большую богатую палитру ярких красок. Но вот листья упали на воду. Плывут по реке необычные листья –кораблики. А в них - слова: сентябрь, солнце, детвора, листва, школа, звери, цветы, птицы, знания, ручьи, звонок, свет, урок, деревья.

- Поймайте наиболее понравившиеся вам листочки для осеннего букета и создайте по пойманным словам текст.

Тексты могут быть и о школе, и об осени, и о весне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: