Содержательный блок. 1. Ощущение как психическая функция

1. Ощущение как психическая функция.

2. Восприятие как психическая функция.

3. Внимание как психическая функция.

1. Ощущение как психическая функция.

Ощущение – это психическая функция, которая отвечает за процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений.Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге. Если сигнал угрожает организму или адресован вегетативной нервной системе, то происходит обычная рефлекторная реакция.

В начале ХХ века основоположник направления гуманистической психологии У. Джемс в своей монографии «Психология» посветил целую главу описанию ощущений. Он называл их «агентами, действующими на мозг, или первичными элементами сознания». Автор трудно разделял ощущения и восприятие, неоднократно заявляя, что ощущение и восприятие незаметно переходят одно в другое. Но уже на этом этапе он описал объективность, интенсивность и порог ощущений. У. Джемс дал собственную характеристику законам Вундта, Вебера – Фехнера и описал закон относительности и эффект контраста как индивидуальную особенность восприятия. С этого времени ощущение и восприятие психологи именуют одним термином сенсорика (sensus (лат.) – чувство, ощущение).

Принятая классификация ощущений:

· по наличию или отсутствию непосред­ственных контактов рецептора с раздражителем;

· по месту расположе­ния рецепторов;

· по мере возникновения в ходе эволюции;

· по модальности (виду) раздражителя.

Исследователь И. Шерингтон выделял основные виды ощущений и классифицировал их:

· экстерорецептивные (внешние стимулы воздействуют на рецепторы, находящиеся на

поверхности тела);

· интерорецептивные (органические) – боль, жажда, голод;

· проприорецептивные (информация о движении и положении тела).

· экстрорецептивные разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные

(осязательные, вкусовые).

На базе исследований виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, органические) получили точные характеристики и были описаны их свойства:

· каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, его частичная утрата

может быть компенсирована другими формами чувствительности;

· под «порогом ощущения» понимают низкую и высокую интенсивность и силу

раздражителя;

· скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова,

значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация;

· наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения.

2. Восприятие как психическая функция

Восприятие – это психическая функция, которая отвечает за целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Являясь необходимым элементом познания, оно всегда связано с другими психическими функциями (мышлением, памятью, вниманием), направлено мотивацией и имеет эмоциональную окраску. У. Джемс писал: «Реакция полушарий выражается в возбуждении некоторых групп нервных путей токами, вызываемыми впечатлениями внешнего мира». Он описал норму и патологию функциональной деятельности, а также уделил внимание «апперцепции», как совокупности всех психических факторов.

Апперцепция (perceptio (лат.) – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей человека. Большое значение У. Джеймс придавал особенностям восприятия времени и пространства, объединяя различные виды ощущений, признавал закон локализации впечатлений в восприятия, не препятствующие друг другу.

И.М. Сеченов в рефлекторной концепции, а так же гештальтпсихологи обращали внимание на особенность восприятия – константность (constantis (лат.) – постоянный). Они описывали относительную независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Современные исследователи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) выделяли информативное содержание восприятия в различных ситуациях. Динамика процесса перцепции описана в законе Н.Н.Ланге, который констатировал, что первоначально восприятие выделяет лишь общее, а затем диффузное представление о предмете, которое сменяется более определенным и детальным. В характеристике восприятия принято выделять особенности индивидуально восприятия движения и времени.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном расположении объ­ектов, т.е. связано со зрительным восприятием степени удаления предме­та и оценкой направления. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов (синтез зрительных, мышеч­ных, осязательных ощущений), на восприятии объема и удаленности предметов.

Изучение такой особенности, как восприятие и ориентировка во времени было причиной выявления ряда закономерностей:

· все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас течение

времени, а физиологи­ческие депрессанты замедляют его;

· заполненный интенсивной деятель­ностью временной интервал кажется более

протяженным;

· систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не

заполненные значительными для человека событиями;

· всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно течет длиннее

(В.Вунд);

· различие восприятия времени связано и с возрастными особенностями (примером

является восприятие времени ребенком, взрослым человеком и стариком).

Нарушения сенсорики:

1. Гиперстезия – повышение восприимчивости к обыч­ным внешним раздражителям.

2. Гипостезия – понижение восприимчивости к обыч­ным внешним раздражителям.

3. Галлюцинации – восприятие любого образа без наличия реального объекта:

· аффективные иллюзии – кратковременные;

· вербальные иллюзии – разговоры окружающих воспринимаются как относящиеся

к субъекту издевательства или угрозы;

· перейдолические иллюзии – восприятие бытового окружения как ярких образных

картин.

Причинами нарушения сенсорных процессов являются всем известные социальные и личностные факторы:

· физическое и эмоцио­нальное утомление;

· отрицательные эмоции и повышенная степень тревожности;

· снижение тонуса психической деятельности;

· общая психическая пассивность.

3. Внимание как психическая функция

Внимание – психическая функция, отвечающая за произвольную и непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Внимание характеризует согласованность различных звеньев функциональной структуры действия и определяет успешность его выполнения. В работах В.Вундта внимание был отнесен к процессам отчетливого осознания воспринимаемого объекта и его интеграции в целостную структуру («творческий синтез»). Русский психолог
Н.Н. Ланге и французский психолог Т. Рибо связывали внимание с регуляцией идеомоторных движений (переход из представлений в реальное движение).

Видывнимания:

  • непроизвольное – генетически исходное, имеющее пассивный характер и

зависящее от внешних условий;

  • произвольное – отличается активным характером и сложной структурой, которая

дополняется волевыми компонентами;

  • постпроизвольное – сохраняет соответствие направленности деятельности и не

требует умственных усилий, увеличивая творческий потенциал и активность мозговой деятельности.

К числу характеристик и основным свойствам внимания обычно относят следующие:

  • избирательность – связана с возможностью успешной настройки на восприятие

информации, относящейся к сознательной цели;

  • объем – это количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов (величина

объема взрослого человека 5-7 предметов, ребенка – 2-3 предмета);

  • устойчивость – определяется динамикой выполнения познавательных и

исполнительных действий в определенный период времени;

  • возможностьраспределения – исследуется в условиях выполнения двух и большего

числа действий;

  • переключаемость – возможность быстрого и последовательного переключения

деятельности с одной на другую.

В отечественной психологии П.Я. Гальпериным разработана теория внимания как функция внутреннего контроля в период умственных действий и контроля над программами их осуществления. Разработки в области этой теории позволяют специалистам осуществлять коррекцию внимания и устранять дефект рассеянности.

Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. В качестве дефекта произвольного внимания рассеянность может быть обусловлена разнообразными факторами: утомлением, отсутствием мотивации и клиническими расстройствами мышления.

У. Джемс, описывая функцию внимания и ее психофизиологическую основу, давал практические советы по усилению функциональной активности внимания: «Можно сделать себя более внимательным к разговору, если мысленно повторять услышанные слова, а не пассивно слушать речь собеседника».

Исследователь Пьер Дако в работе «Новое искусство жить» рассмотрел все изученные виды внимания и энергетическую активность мозга. Его исследования были основой для выявления следующих закономерностей:

  • чем выше концентрация внимания, тем больше зон беспорядочного мышления

(«спящих зон» мозга);

  • чем активнее личность управляет переходом от непроизвольного вида внимания к

постпроизвольному, тем больше зон мозга вовлечены в творческий процесс, тем меньше зон беспорядочного мышления, меньше утомляемость, больше продуктивность.

Литература по теме

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

2. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1991. – 368 с.

3. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. – 2006. – № 1.– С. 53–63.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: