1. Ощущение как психическая функция.
2. Восприятие как психическая функция.
3. Внимание как психическая функция.
1. Ощущение как психическая функция.
Ощущение – это психическая функция, которая отвечает за процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений.Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге. Если сигнал угрожает организму или адресован вегетативной нервной системе, то происходит обычная рефлекторная реакция.
В начале ХХ века основоположник направления гуманистической психологии У. Джемс в своей монографии «Психология» посветил целую главу описанию ощущений. Он называл их «агентами, действующими на мозг, или первичными элементами сознания». Автор трудно разделял ощущения и восприятие, неоднократно заявляя, что ощущение и восприятие незаметно переходят одно в другое. Но уже на этом этапе он описал объективность, интенсивность и порог ощущений. У. Джемс дал собственную характеристику законам Вундта, Вебера – Фехнера и описал закон относительности и эффект контраста как индивидуальную особенность восприятия. С этого времени ощущение и восприятие психологи именуют одним термином сенсорика (sensus (лат.) – чувство, ощущение).
|
|
Принятая классификация ощущений:
· по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем;
· по месту расположения рецепторов;
· по мере возникновения в ходе эволюции;
· по модальности (виду) раздражителя.
Исследователь И. Шерингтон выделял основные виды ощущений и классифицировал их:
· экстерорецептивные (внешние стимулы воздействуют на рецепторы, находящиеся на
поверхности тела);
· интерорецептивные (органические) – боль, жажда, голод;
· проприорецептивные (информация о движении и положении тела).
· экстрорецептивные разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные
(осязательные, вкусовые).
На базе исследований виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, органические) получили точные характеристики и были описаны их свойства:
· каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, его частичная утрата
может быть компенсирована другими формами чувствительности;
· под «порогом ощущения» понимают низкую и высокую интенсивность и силу
раздражителя;
· скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова,
значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация;
· наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения.
|
|
2. Восприятие как психическая функция
Восприятие – это психическая функция, которая отвечает за целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Являясь необходимым элементом познания, оно всегда связано с другими психическими функциями (мышлением, памятью, вниманием), направлено мотивацией и имеет эмоциональную окраску. У. Джемс писал: «Реакция полушарий выражается в возбуждении некоторых групп нервных путей токами, вызываемыми впечатлениями внешнего мира». Он описал норму и патологию функциональной деятельности, а также уделил внимание «апперцепции», как совокупности всех психических факторов.
Апперцепция (perceptio (лат.) – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей человека. Большое значение У. Джеймс придавал особенностям восприятия времени и пространства, объединяя различные виды ощущений, признавал закон локализации впечатлений в восприятия, не препятствующие друг другу.
И.М. Сеченов в рефлекторной концепции, а так же гештальтпсихологи обращали внимание на особенность восприятия – константность (constantis (лат.) – постоянный). Они описывали относительную независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Современные исследователи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) выделяли информативное содержание восприятия в различных ситуациях. Динамика процесса перцепции описана в законе Н.Н.Ланге, который констатировал, что первоначально восприятие выделяет лишь общее, а затем диффузное представление о предмете, которое сменяется более определенным и детальным. В характеристике восприятия принято выделять особенности индивидуально восприятия движения и времени.
Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном расположении объектов, т.е. связано со зрительным восприятием степени удаления предмета и оценкой направления. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов (синтез зрительных, мышечных, осязательных ощущений), на восприятии объема и удаленности предметов.
Изучение такой особенности, как восприятие и ориентировка во времени было причиной выявления ряда закономерностей:
· все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас течение
времени, а физиологические депрессанты замедляют его;
· заполненный интенсивной деятельностью временной интервал кажется более
протяженным;
· систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не
заполненные значительными для человека событиями;
· всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно течет длиннее
(В.Вунд);
· различие восприятия времени связано и с возрастными особенностями (примером
является восприятие времени ребенком, взрослым человеком и стариком).
Нарушения сенсорики:
1. Гиперстезия – повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям.
2. Гипостезия – понижение восприимчивости к обычным внешним раздражителям.
3. Галлюцинации – восприятие любого образа без наличия реального объекта:
· аффективные иллюзии – кратковременные;
· вербальные иллюзии – разговоры окружающих воспринимаются как относящиеся
к субъекту издевательства или угрозы;
· перейдолические иллюзии – восприятие бытового окружения как ярких образных
картин.
Причинами нарушения сенсорных процессов являются всем известные социальные и личностные факторы:
· физическое и эмоциональное утомление;
|
|
· отрицательные эмоции и повышенная степень тревожности;
· снижение тонуса психической деятельности;
· общая психическая пассивность.
3. Внимание как психическая функция
Внимание – психическая функция, отвечающая за произвольную и непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
Внимание характеризует согласованность различных звеньев функциональной структуры действия и определяет успешность его выполнения. В работах В.Вундта внимание был отнесен к процессам отчетливого осознания воспринимаемого объекта и его интеграции в целостную структуру («творческий синтез»). Русский психолог
Н.Н. Ланге и французский психолог Т. Рибо связывали внимание с регуляцией идеомоторных движений (переход из представлений в реальное движение).
Видывнимания:
- непроизвольное – генетически исходное, имеющее пассивный характер и
зависящее от внешних условий;
- произвольное – отличается активным характером и сложной структурой, которая
дополняется волевыми компонентами;
- постпроизвольное – сохраняет соответствие направленности деятельности и не
требует умственных усилий, увеличивая творческий потенциал и активность мозговой деятельности.
К числу характеристик и основным свойствам внимания обычно относят следующие:
- избирательность – связана с возможностью успешной настройки на восприятие
информации, относящейся к сознательной цели;
- объем – это количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов (величина
объема взрослого человека 5-7 предметов, ребенка – 2-3 предмета);
- устойчивость – определяется динамикой выполнения познавательных и
исполнительных действий в определенный период времени;
- возможностьраспределения – исследуется в условиях выполнения двух и большего
числа действий;
- переключаемость – возможность быстрого и последовательного переключения
деятельности с одной на другую.
В отечественной психологии П.Я. Гальпериным разработана теория внимания как функция внутреннего контроля в период умственных действий и контроля над программами их осуществления. Разработки в области этой теории позволяют специалистам осуществлять коррекцию внимания и устранять дефект рассеянности.
|
|
Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. В качестве дефекта произвольного внимания рассеянность может быть обусловлена разнообразными факторами: утомлением, отсутствием мотивации и клиническими расстройствами мышления.
У. Джемс, описывая функцию внимания и ее психофизиологическую основу, давал практические советы по усилению функциональной активности внимания: «Можно сделать себя более внимательным к разговору, если мысленно повторять услышанные слова, а не пассивно слушать речь собеседника».
Исследователь Пьер Дако в работе «Новое искусство жить» рассмотрел все изученные виды внимания и энергетическую активность мозга. Его исследования были основой для выявления следующих закономерностей:
- чем выше концентрация внимания, тем больше зон беспорядочного мышления
(«спящих зон» мозга);
- чем активнее личность управляет переходом от непроизвольного вида внимания к
постпроизвольному, тем больше зон мозга вовлечены в творческий процесс, тем меньше зон беспорядочного мышления, меньше утомляемость, больше продуктивность.
Литература по теме
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.
2. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1991. – 368 с.
3. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. – 2006. – № 1.– С. 53–63.