Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования

Проблемы столичных регионов. Над крупными городами атмо­сфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осад­ков на 5— 10 %. Самоочищению атмосферы препятствует сниже­ние на 10 — 20 % солнечной радиации и скорости ветра. При этом 60 — 70 % газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Поэтому серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы городов могут внести мероприятия по совершенствованию управ­ления автомобильными потоками и рационализации перевозок внутри города. Создание в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может резко снизить пробег ав­томобилей в черте города и, соответственно, уменьшить загрязне­ние их воздушного бассейна.

Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необ­ходимо упомянуть о том, что оно подвержено заметным колеба­ниям, вызываемым как погодными условиями, так и режимом работы предприятия и автотранспорта.

Загрязнение атмосферного воздуха — самая серьезная экологи­ческая проблема современного города; оно наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, про­мышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам), и зеле­ным насаждениям.

Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, огра­ниченное количество зеленых насаждений приводят к тому, что в городах, особенно крупных, складывается свой микроклимат, ко­торый в целом ухудшает экологические характеристики. При ма­лой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охва­тывают слои атмосферы в 250 — 400 м, а контрасты температуры могут достигать 5 — 6 °С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу. Осо­бо следует сказать о неблагоприятных ветровых режимах, возника­ющих во многих районах новостроек со свободной застройкой. Хорошо известно, что перепады атмосферного давления, в осо­бенности его снижение, весьма неблагоприятно сказываются на самочувствии людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболе­ваниями. Вместе с тем, во многих районах новостроек из-за нера­циональной планировки кварталов в отдельных их точках могут наблюдаться местные падения атмосферного давления. Так, в не­больших промежутках между двумя крупными домами при опре­деленных направлениях ветра скорость его потоков может значительно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этих точках происходит местное падение атмосферного давления (до десятков миллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает пульсирующий характер (частота около 5 — 6 Гц). Зона подобного пульсирующего давления распространяется на 15 — 20 м в стороны от промежутка между домами. Сходное, хотя и менее четко выра­женное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плос­кой кровлей.

Решение данной проблемы постоянно требует проведения в районах новостроек комплекса мер по нормализации ветрового режима за счет более рациональной планировки кварталов, стро­ительства ветрозащитных сооружений и посадки зеленых насажде­ний.

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет ло­кальный характер и преимущественно вызывается средствами транс­порта — городского, железнодорожного и авиационного. Уже сей­час на главных магистралях крупных городов уровни шумов пре­вышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Борьба с шумом в центральных районах городов затрудняется из-за плотности зас­тройки, из-за которой невозможны строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев. Наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные ма­гистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на одного человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод дости­гают 1 м3 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Водоносные горизонты под городами сильно истощены в ре­зультате непрерывных откачек скважинами и колодцами и загряз­нены на значительную глубину. Коренному преобразованию под­вергается и почвенный покров городских территорий. На больших Площадях под магистралями и кварталами он физически уничто­жается, а в зонах рекреаций — парки, скверы, дворы — сильно загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из ат­мосферы, обогащается тяжелыми металлами. Обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью Представлен культурными насаждениями — парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам есте­ственной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях и постоянно поддер­живается человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: