1этап – создание эталона (идеала) деятельности и поведения, которому учащийся, юный спортсмен хотел бы подражать. Это происходит в процессе беседы с известными спортсменами, просмотра соревнований их обсуждения, совместных тренировок с известными спортсменами, чтение художественной и документальной литературы.
2 этап - самопознание и формирование самооценки. Онвключает:
ü осознание подростком своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует развития сил и способностей;
ü изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым деятельностью и обществом.
Самопознание и самоанализ совершается:
ü в анализе результатов собственной деятельности (уроков ФК, тренировок, соревнований), своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами, при тестировании своих качеств и достижений;
ü при осознании отношения других к себе (оценок результатов своей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности);
|
|
ü в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.
Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки
Самооценка -это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека, от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности юного спортсмена. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.
Существует самооценка текущая (актуальная), которая складывается из осознания и оценки того, что человеком достигнуто на данный момент, и самооценка потенциальная (уровень притязаний) - что я могу достичь.
Самооценка еще складывается из двух составляющих. Первая составляющая - оценка человеком своих качеств по какой-то шкале или шкалам. Эту составляющую обычно и рассматривают как самооценку. Но в то же время у самооценки есть еще одна, более фундаментальная составляющая. Она называется самопринятием или себя-принятием. Самопринятие - это уже отношение к себе, к собственным достоинствам и недостаткам.
|
|
Человек может принимать себя или не принимать. Это называется положительным и отрицательным самопринятием.
Положительное самопринятие способствует легкости общения, человек более снисходительнее относится к недостаткам окружающих и лучше видит их достоинства. Он объективнее в оценке других. Главное же свойство положительногосамопринятия - объективная оценка своих качеств.
При отрицательном самопринятии образуется "комплекс самонеприятия" (часто отождествляемый с комплексом неполноценности). У человека присутствует постоянная необходимость сравнивать себя с другими по тем или иным качествам с бессознательной целью найти утешение. Возникает аффективный диссонанс, который требует своего разрешения в бессознательном. В результате этого вторая составляющая самооценки у такого субъекта неадекватна: оценка качеств либо крайне завышена, либо крайне занижена и очень неустойчива, переходя из одной крайности в другую. При отрицательномсамопринятии любая деятельность на людях становится самоутверждением. Наиболее полное удовлетворение мы получаем, когда совершаем поступки в соответствии с нашей оценкой качеств (автопортретом).
По известной формуле У. Джемса: Самооценка = Успех / Притязания.
Следовательно, самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.
В процессе регуляции успехов юного спортсмена, учащегося через систему разнообразных упражнений, различный уровень трудности, учет индивидуальных способностей можно вносить коррективы в самооценку подростка.
На данном этапе возникает потребность в работе над собой, и педагог помогает подросткам выявить их положительные и отрицательные качества, осознать, какие последствия в будущем может дать их терпимое отношение ксвоим слабостям, знакомит с людьми, обладающими положительными качествами, вызывая желание походить на них, и т.д.
Все перечисленное выше должно происходить в процессе целенаправленной деятельности спортивного педагога. Юный спортсмен может это выполнить только при психолого-педагогическом сопровождении тренером или учителем физической культуры.
3 этап. На третьем этапе разрабатывается программа самосовершенствования, где определяются цель, задачи, средства и методы их достижения.
4 этап. На четвертом этапе осуществляется реализация выработанной программы самосовершенствования. Он предусматривает формирование у юных спортсменов осознанного стремлению к самосовершенствованию, комплексное использование методов самосовершенствования и организацию практических занятий по овладению ими. Только деятельность, соответствующим образом организованная педагогами, превращает желание стать лучше в потребность в самовоспитании, помогает сделать планы самосовершенствования реальностью. Лишь при этом условии субъект деятельности может из объекта превратиться в субъект воспитания, из формируемой в личность, создающую себя.
Таблица3- Программа по самосовершенствованию(вариант)
№ п/п | Направления самосовершенствования | Задачи самосовершенствования | Средства и методы | Отметки о выполнении |
1. 2. 3. 4. | Совершенствование технико-тактических действий Развитие необходимых двигательных качеств: … Формирование волевых и других черт характера: …. Формирование знаний по истории и теории вида спорта: … |
Программа самосовершенствования реализуется с помощью приемов, которые делят на две группы:
ü первая группа - приемы самостимулирования (самовнушения, самоодобрения, самоубеждения);
ü вторая группа – приемы самопринуждения (самоосуждения, самозапрещения, самонаказания).
Достигнутые результаты самосовершенствования фиксируются в устной и письменной форме (дневник тренировок).