Метод создания ситуаций

Под учебно-воспитательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.

Любая учебно-воспитательная ситуация очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении, на улице и сложной системы их отношений к познанию, общению и труду.

Учебно-воспитательная ситуация как единица педагогического процесса характеризуется тем или иным преобладанием учебных или воспитательных аспектов. В.А.Караковский в тех ситуациях, где преобладает воспитание занимающихся, обозначил их как «воспитывающие ситуации». По мнению В.А. Караковского, «это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений». Он перечисляет описанные в педагогической литературе варианты различных воспитывающих ситуаций:

ü ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко);

ü свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева);

ü непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова);

ü эмоционального заражения;

ü ситуация выбора [2].

Одна из важнейших забот спортивного педагога в организуемом процессе воспитания - это помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуем. Могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды - в семье, ближайшем бытовом окружении, в неформальных объединениях молодежи, на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях.

Анализируя механизмы социального развития юных спортсменов, следует выделить те, которые описывает социолог Шумилова Е.А.,рассматриваяэтапы формирования системы ценностных ориентаций у молодежи[12].

Первый этап - это формирование ситуационно-ролевых модулей ценностей. Изначально модули ценностей складываются ситуативно, т. е. каждому модулю соответствует своя ситуация. Под ситуацией ею понимается единая пространственная организация однотипных, повторяющихся практик. Каждый ситуационный модуль ценностей связан с определённой сферой жизненного опыта. Анализируя соревнования, уроки физической культуры и учебно-тренировочные занятия, можно представить их как модель быстропротекающих социальных процессов с высокой степенью интенсивности и высокой частотой повторяемости. Эмоциональные переживания во время соревнований характеризуются большим разнообразием, интенсивным течением и быстрым, часто внезапным переходом от одного состояния к другому. А состояния выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности.

В спорте возникают реальные конфликтные ситуации, так как, прежде всего, спорт представляет собой социальную систему, ориентированную на состязание, соперничество, конкуренцию. Стремление к высоким результатам, любой ценой добиться победы может привести к нарушению нравственных норм и принципов, к использованию таких средств и методов, которые пагубно отражаются на здоровье занимающихся (феномен «ситуативного эгоизма»). Но спортсмен может в конфликтной ситуации придерживаться и принципов честной игры (fairplay). Решение конфликтов в пользу требования общечеловеческих норм и ценностей ведет к формированию положительных нравственных качеств личности юного спортсмена.

Второй этап - формирование модулей ценностей по принципу идентичности. Освоение трансситуационных идентичностей, применяемых в самых различных ситуациях (например, «спортсмен» или «спортсмен-профес-сионал», «олимпиец» и т.д.) приводит к формированию соответствующих модулей ценностей. Механизм идентификации заключается в том, что человек уподобляет себя другому человеку или относит себя, причисляет себя к членам какой-либо группы и в своем поведении, мыслях старается подражать другому или членам группы.

Начинающий спортсмен говорит себе «Я спортсмен, значит, я такой же, как и другие спортсмены, значит, мне следует вести себя в возникшей ситуации, как ведут себя другие спортсмены». Другой вариант, когда спортсмены идентифицируют себя с известными спортсменами и стремятся подражать им. Процесс идентификации может быть осознанным, но чаще всего осуществляется на неосознаваемом уровне. В связи с этим становится понятна роль тренера в формировании соответствующих запросам общества ценностных ориентаций юных спортсменов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в спортивной деятельности значимые ситуации не только повторяются очень часто, но протекают они с высокой степенью интенсивности и тем самым способствуют формированию ситуационно-ролевых модулей ценностей. В этой ситуации задача спортивного педагога – правильная педагогическая оценка действий юного спортсмена.

Большим педагогическим потенциалом обладает туристический поход, который насыщен всевозможными учебно-воспитательными ситуациями. Каждый тренер независимо от специализации должен использовать его возможности в учебно-тренировочном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: