Задание 6. Составьте словосочетание с зависимым существительным в родительном падеже

Образец: Методика, которая позволяет определить – методика определения.

1) температура, при которой плавится тело, 2) язык, на котором осуществляется межнациональное общение, 3) теорема, которую доказал Пифагор, 4) скорость, с которой распространяются частицы, 5) алгоритм, который дает возможность рассчитать.

Синтаксический уровень. Отвлеченность и обобщенность научной речи на синтаксическом уровне выражается прежде всего в широком использовании пассивных (страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается действие, а не его производитель. Например: К двум точкам приложены силы, действующие в разных направлениях; В "Русской грамматике" отражены и описаны очень многие явления разговорной и специальной речи

Так как научный текст стремится к информационной насыщенности, в нем употребляются емкие и компактные синтаксические конструкции. Концентрация информации достигается введением в простое предложение следующих осложняющих элементов: обособленных оборотов (причастных, деепричастных), однородных рядов, уточняющих членов предложения, вводных и вставных конструкций.

Частотность употребления сложных предложений обусловлена стремлением научного текста к подчеркнутой логичности.

Задание7. В данных предложениях замените действительный залог на страдательный:

1) Соединяем точки прямой линией. 2) Мы рассмотрели теорию игр. 3) Для решения мы использовали симплекс-метод. 4) Специальные программы согласуют все звенья такого экологического сообщества. 5) Лаборатория открыла цепные реакции с так называемым энергетическим разветвлением.

Задание 8. Объедините следующие предложения в соответствии с требованиями научного стиля в одно предложение:

1. Методика изложена в первой главе диссертационного исследования. Методика состоит из трех этапов. Три этапа заключаются в отборе, анализе и сопоставлении изучаемых единиц.

2. Методика расчета физических свойств мантии Луны состоит из двух этапов. Под физическими свойствами здесь подразумеваются плотность, упругие модели и скорости распространения продольных и поперечных волн.

3. Необходимо корректировать результаты подобной интеграции «сверху». Под интеграцией «сверху» понимается интеграция путем последовательного деления высших таксофонов.

Задание 9. Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

(А. А. Леонтьев)

Задание 10. Выполните проверочную работу по теме «Языковые особенности научного стиля». Проанализируйте особенности одного из предложенных текстов научного стиля по данному плану. Обратите внимание на речевые клише, рекомендуемые к использованию в контрольной работе. Ваш текст должен являть собой образец официально-делового стиля.

План анализа текста научного стиля

1. Представьте анализируемый материал (Для анализа взят фрагмент… Докажем, что это текст научного стиля).

2. Укажите, как в тексте проявляются качества научной речи: точность (термины, определения, числовые данные, даты и т.д.); объективность (запрет на использование местоимения «я», представление разных точек зрения на предмет, безличность языкового выражения); логичность (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами, повторы); доказательность (аргументация положений и гипотез); обобщенность, абстрактность (преобладание абстрактных существительных, использование глаголов настоящего времени во вневременном значении, возвратные и безличные глаголы, использование безличных и неопределенных предложений).

3. Опишите особенности оформления научного текста: сноски, выделение шрифтом, графики, схемы, таблицы.

4. Дайте языковую характеристику научной речи:

· Лексические признаки научного стиля: термины (слова, точно называющие специальные научные понятия), общенаучная лексика (слова, имеющие научную стилистическую окраску, но не закрепленные за определенной профессиональной сферой); книжная лексика абстрактного характера.

· Морфологические признаки научного стиля: (подтвердить статистическими данными) частотность существительных, существительных среднего рода, форм существительных родительного падежа, преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени, использование причастий и деепричастий, употребление указательных местоимений.

· Синтаксические признаки научного стиля: пассивные конструкции (оборот был распределен – кем?), обобщенно-личные предложения (отметим важные особенности), безличные предложения (Необходимо отметить, следует подчеркнуть, можно сделать несколько выводов), обособленные обороты, вводные и вставные конструкции, цепочки однородных членов, многокомпонентные сложные предложения с союзной связью нейтральный порядок слов.

5. Вывод (Анализ качеств речи и языковых особенностей текста позволяет сделать вывод, что этот текст научного стиля, … подстилей).

Подстили научной речи:

по тематической классификации (научно-технический, научно-естественный или научно-гуманитарный);

по функциональной классификации(с соответствующими жанрами): собственно-научный (монография, статья, доклад); научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание); научно-справочный (словарь, справочник, каталог); учебно-научный (учебник, учебно-методическое пособие); научно-популярный (очерк, книга, лекция).

Текст 1

Программирование операций c матрицами. Применение микро­программ матричных операций существенно упрощает построение программ пользователя, базирующихся на таких операциях. При этом дополнительной памяти (кроме нужной для хранения элементов матриц) не требуется. Большинство матричных операторов выполняются по программе так же, как в режиме ручного счета.

Отметим специфику применения оператора USER с матричными операторами RCL M и STO М (где М — наименование матрицы А, В, С, D или Е). Если оператор USER не введен, то исполнение операторов RCL M и STO М не приводит к автоматическому изменению чисел в регистрах-счетчиках строк и столбцов R0 и R1. Если же оператор USER введен, то числа в этих регистрах меняются, обеспечивая построчный опрос элементов матрицы. После опроса последнего элемента выполняется перескок через одну линию программы (см. на рис. 1.28 фрагмент программы, с помощью которою все элементы матрицы D возводятся в квадрат и заносятся на место исходных). Такой перескок обеспечивает возможность построения циклов, в ходе которых выполняются различные операции над элементами матриц.

Далее в программах операторы RCL M и STO М, вводимые без применения режима USER, будут сокращенно обозначаться как RМ и SM. Операторы RCL M и STO М, вводимые после перехода в режим USER, соответственно будут обозначаться UR M и US M. Опе­ратор MATRIX сокращенно обозначается МАТ.

(Дьяконов В. П. Справочник по расчетам на микрокалькуляторах. М., 1989)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: